«Desert Strike»

Feb 14, 2016 00:02




Мысль о том, что на Лопатинском руднике 70 лет открытым способом добывали фосфориты вызывает жуткое представление об экологической катастрофе. Но вместо ожидаемого техногенного апокалипсиса на Лопатинском руднике чудесным образом попадаешь в Прибалтику или Карелию. С начала 90-х годов рудник практически полностью заброшен, большинство карьеров затоплено, дорогостоящая импортная спецтехника ржавеет под открытым небом и постепенно разделывается на металлолом. Единственный функционирующий в настоящее время карьер расположен в окрестностях поселка Фосфоритный, к югу от реки Медведки, однако теперь здесь добывается преимущественно кварцевый песок. По сохранившейся одноколейной железнодорожной ветке время от времени курсирует тепловоз «кукушка». Эти совершенно неземные пейзажи в сочетании с возвышающимися над ними заброшенными монстрами-абзетцерами делают Лопатинские карьеры уникальнейшим природно-техногенным заповедником, одним из самых интересных и необычных мест в Подмосковье, привлекающим все больше и больше туристов, коих тут уже очень много. В интернете представлено достаточно материала, место старое и давно известное широкой общественности и я не мог не приехать и не посмотреть на всё это сам, поэтому вношу в свой журнал свои 0,05 копеек.

Лопатинский рудник расположен в 90 км к юго-востоку от Москвы. Он занимает обширную территорию между городами Воскресенск и Егорьевск, которая по форме похожа на ромб с вершинами в поселках Лопатинский и Фосфоритный и в деревнях Максимовская и Берняково. Этот район представляет собой уникальное и крупнейшее в Европе месторождение ценных полезных ископаемых - фосфоритов. Первые разработки здесь начались еще в 30-е годы XX века. Особенность местopoждения заключалась в неглубоком залегании относительно мягких пород, что предопределило способ добычи (открытый) и тип используемой для этого техники. По совокупности условий на Лопатинском руднике было показано применение так называемых многоковшовых экскаваторов (зачастую, собирательно именуемых абзетцерами), обладающих повышенной производительностью. Наиболее активная добыча велась в 60-е годы XX века.

На карьерах работали все основные виды многоковшовых экскаваторов - двигающиеся по рельсам, перемещающиеся на гусеницах, и, наконец, экскаваторы, предпочитающие шагать «приставным» шагом. Рельсовые экскаваторы укомплектовывались специальным приспособлением - путепередвигателем, умеющим передвигать железнодорожное полотно.

Каждый карьер рудника представлял собой длинный (до 5 км) ступенчатый желоб, по одной из ступенек которого, из одного конца карьера в другой, были проложены параллельные друг другу железнодорожные пути. По двум из них перемещался упомянутый выше экскаватор, или сразу несколько. По третьему - грузовой состав, наполнявшийся рудой. Технология ландшафтостроения такова - медленно двигающийся экскаватор срезает своей многоковшовой лентой так называемые вскрышные породы и по длинной (30-70 метров) стреле сбрасывает их в отвал. По выработке рудоносного горизонта рельсы вместе с экскаватором параллельно переносят в обратную от отвалов сторону, и все начинается сначала. В результате образуется множество длинных (до 5 км) параллельных песчаных гряд, высота которых может достигать 50 метров. Самые удаленные от карьера гряды заравнивали специальными агрегатами, получавшиеся при этом песчаные поля засевали стройными рядами сосен.

1. Комплекс мероприятий по добыче фосфоритов привел к созданию в этой местности невероятного ландшафта. Длинные и глубокие желоба карьеров перемежаются длинными и высокими песчаными грядами, переходящими постепенно в плоские как стол песчаные поля, геометрично засеянные соснами.



2. Невдалеке от карьеров поля эти напоминают обыкновенные огороды - высота саженцев не превышает нескольких десятков сантиметров, но если продолжать двигаться перпендикулярно линии карьера возраст посадок начинает постепенно увеличиваться, покуда не достигает 60-70 лет. В настоящее время большинство карьеров затоплены, и в результате этих процессов на местности образовались десятки глубоких озер с песчаными берегами и чистейшей водой. Здесь можно увидеть странные песчаные пустыни, разноцветные - черные, белые и красноватые барханы, фрактальные нагромождения маленьких сопочек, поросших частыми сосенками, множество глубоких и чистых озер, не обозначенных ни на одной карте.



3. Карьер №12 - единственный на котором ведётся разработка породы.



4. Разрабатывается этот карьер ЗАО «Кварцит». Это горно-обогатительное предприятие по добыче, обогащению и переработке балансовых запасов формовочных песков Восточно-Новочеркасского месторождения, находящихся во вскрышных породах фосфоритовых месторождений.



5. Предприятие производит формовочный песок, песок для стекольной промышленности, кварц молотый, которые широко используются в металлургической, машиностроительной, стекольной отраслях промышленности.



6. Абзетцер - это многоковшовый экскаватор для выемки и перемещения пустых пород на отвалах карьеров. Здесь работают на немецком абзетцере Takraf ERS-710, производительностью - 900 куб.м/час, который завезли сюда в 1983 году и собирали за 4 года.



7. Гусиницы имеют автономную систему смазки.



8. Вот оно, его величество. Чудо немецкой инжинерной мысли.



9. Ковшевая стрела имеет 36 ковшей по 710 литров.



10.



11.



12.



13. Рисунки на песке.



14. Общий вид на двенадцатый карьер.



15. Далее внутренности: Машинный зал. Слева - фрикцион. Над ним стоят два компрессора, но они не работают. Когда происходит обрыв ковшевой цепи или попадает камень и возрастает нагрузка - срабатывает клапан на воздушном цилиндре и разжимает четыре колодки. Диск-маховик начинает прокручиваться, а ковшевая цепь будет стоять на месте, чтобы при обрывании одного ковша не протащить за собой ещё пять-шесть соседних.



16. Шкивы тросов ковшевой стрелы. Здесть также стоит двигатель и два генератора.



17.



18. Жидкостный пускатель. В него заливается 900 литров воды и два ведра кальцинированной соды. Получается щелочной раствор, который действует как сопротивление. Рядом с ним стоит главный шестикиловольтный двигатель, подключенный к кабелю. Мощность двигателя - 315 кВт. Чтобы запустить его напрямую необходим жидкостный пускатель. Он набирает обороты с фазным ротором и алюминиевые стержни опускаются, обеспечивая сопротивление. Как только стержни опустились - ротор замыкается и начинает работать как обыкновенный двигатель.



19. Добыча ведётся круглосуточно, поэтому здесь есть комнаты для размещения работников карьера, кровати есть везде, даже в пультовой.



20. С кабины начинается процесс погрузки песка. Несколько манипуляций оператором на пульте управления и установка начинает вращение.



21. Стрела движется.



22. Затем останавливается в нужном месте и начинает черпать.



23. Далее зачерпнутая ковшами порода отправляется внутрь машины, где попадает на крутящийся диск.



24. И продолжает движение по погрузочной стреле.



25.



26. Вид сверху на погрузочную стрелу.



27. Под стрелой, откуда сбрасывается песок уже ожидает тепловоз с составом.



28. Состав из 12 вагонов загружается за 12 минут, по тонне породы в секунду.



29. Жара, яркое солнце в безоблачном небе и множество посетителей вокруг не дают плохому фотографу сфотографировать абзетцер целиком, поэтому в моём отчёте он представлен частями.



30.



31.



32.



33.



34.



35.



36.



37.



38.



39.



40. Ночью фары зажигаются и работа возобновляется.



41.



42. Неподалёку от абзетцера находится ещё один интересный механизм. ЭШ-11/70 - шагающий экскаватор с рабочим оборудованием драглайна с ковшом, ёмкостью 11 кубических метров и длиной стрелы 70 метров производства НКМЗ.



43. Эта полноповоротная электрическая землеройная машина на шагающем ходу с рабочим оборудованием драглайна применяется для открытых разработок полезных ископаемых по бестранспортной системе, при строительстве каналов, ирригационных систем и различных гидросооружений. Низкое давление на грунт и высокая маневренность позволяют производить работы на слабых грунтах в стесненных условиях. Экскаватор предназначен для выемки грунтов крепостью до 4 категории включительно. При этом грунты 3 и 4 категории должны быть предварительно разрыхлены взрывом.



44.



На видео можно увидеть экскаватор в действии.

image Click to view



45.



46.



47.



48.



49. Дорога в сторону завода, куда везут песок.



50. Вечереет. Под холмами растеклись широкие тени.



Спасибо за внимание.

tech, абзетцер, фосфорит, песок, лопатинский карьер, воскресенск, карьер

Previous post Next post
Up