«Нити Истории»

Jan 30, 2016 23:36




Это текстильное предприятие с более чем столетней историей. В 1897 году фабрикант Иван Никитович Зимин, владевший двумя текстильными предприятиями, начал строительство прядильно-ткацкой фабрики «Товарищества Зуевской мануфактуры И.Н. Зимина». Выбор места был не случаен - окрестные болота давали дешёвое топливо, а реки - дешёвый и удобный водный транспорт. Рабочая сила также была в наличии, в лице жителей соседних деревень и сёл. В 1900-е годы при участии московского архитектора Владимира Адамовича был построен современный по тем временам фабричный комплекс. В дальнейшем сыновья Зимина успешно продолжили семейное дело, обеспечив достойную конкуренцию другим крупнейшим фабрикантам. После 1917 года предприятие Зиминых национализировали и преобразовали в Прядильно-ткацкую фабрику.

Зимины происходили из крепостных крестьян помещиков Рюминых, из деревни Зуево Богородского уезда Московской губернии. Прадед Ивана Ивановича Семен Григорьевич начал на дому семейное текстильное дело. Его сын Никита Семенович сумел выкупиться у барина, вышел в люди и нажил капитал. В 1864 году он построил в родной деревне первую прядильно-ткацкую фабрику. Сын Николая Семеновича Иван Никитич еще при жизни отца, к немалой гордости того, в 1884 году стал основателем «Товарищества Зуевской мануфактуры И.Н. Зимина». Он перестроил в Зуеве старую фабрику и поставил новую фабрику, вокруг которой основал целый фабричный городок с образцовыми домами для рабочих и служащих, больницей, богадельней, детским садом, магазинами и столовыми и прочими службами. Из уважения к родителю, Иван Никитич спроектировал фабрику в форме букв «НЗ» (Никита Зимин). После него дело возглавил его старший сын Леонтий Иванович (1849 - 1913). Его брат Григорий Иванович (1854 - 1918) и жена Людмила Виколовна построили в Москве старообрядческий храм в Токмаковом переулке, у Курского вокзала. Зимины были старообрядцами-беспоповцами федосеевского толка. В значительной степени на их средства содержалась старообрядческая церковь на Преображенском кладбище в Москве. Там же находился некрополь Зиминых - два больших участка.

1.



Патриархом династии считается крестьянин Семён Григорьевич Зимин (1760-1840), старообрядец-беспоповец, позже выкупивший себя и семью из крепостной зависимости. В Зуеве он открыл первое небольшое шелкоткацкое дело, с которого начинается история последующих зиминских производств. Его наследниками были сыновья Никита, Иван, Киприян (Куприян), Павел и Степан. Дело деда и отца успешно продолжил Иван Никитич Зимин (1818-1887), который расширил производство крашения пряжи и ситцепечатания и освоил производство хлопчатобумажных тканей. В Зуеве ему и сыновьям принадлежала пунцово-красильная и ситценабивная фабрика (она стояла на месте нынешнего завода «Респиратор»). С 1868 года зиминское производство стало именоваться «Зуевской мануфактурой И. Н. Зимина», а в 1884 году было основано паевое «Товарищество Зуевской мануфактуры И. Н. Зимина». Продукция этого предприятия высоко ценилась и неоднократно отмечалась премиями на различных выставках, в том числе в Париже.

2.



На рубеже XIX-XX веков сыновья и внуки Ивана Никитича, известные ещё как «старые Зимины», продолжили расширять производство. Они перенесли его и построили бумагопрядильно-ткацкую фабрику, на которой вырабатывали ситец, кумач и другие ткани. Как и в Зуеве, также был создан комплекс социально значимых учреждений: школа, храм, больница, библиотека, любительский театр и даже сформирована футбольная команда. В память о своём предке Никите Семёновиче Зимине его наследники построили для рабочих каменные казармы в форме гигантских букв «ЗН», что хорошо видно с высоты птичьего полёта. По примеру многих купеческих семей, со временем Зимины стали переселяться в Москву. Так, семья Леонтия Ивановича, старшего сына Ивана Никитича, обосновалась, как и первые Морозовы, в Заяузье, а правление Товарищества Зиминых расположилось почти в центре города, в Юшковом (ныне Бобровом) переулке. После смерти Леонтия Зимина дело продолжили его дети и брат Григорий, женатый на Людмиле Викуловне Морозовой, а также сводные братья Иван и Александр и их мать Евдокия Савватеевна, вдова Ивана Никитича.

3.



4. В прядении использовались технологическое оборудование системы Говард и Булло, в ткачестве - станки системы «Платт». Со дня основания фабрики прошло более ста лет. За эти годы прошумели стачки, революции и войны, но фабрика продолжала работать. В связи с критическим финансовым положением фабрика передана во внешнее управление фирмы «Савва Кемикал Текстиль».



5.



В Зуеве Зиминым принадлежало ещё одно производство. Его в 1838 году открыли младшие братья Никиты Семёновича, Иван и Киприян, выделившиеся из отцовского дела. Вначале это была небольшая ручная бумаготкацкая фабрика, затем её расширили, а в 1867 году Иван Семёнович вместе с сыном Макарием и племянниками Петром, Яковом и Филиппом (сыновьями покойного брата) основал хлопчатобумажную мануфактуру «Торговый Дом Ивана, Макария, Петра, Якова и Филиппа Зиминых». Годом позже эти, уже «новые Зимины» открыли Подгорную механическую ткацкую фабрику, в 1876-м - чёрную красильню, а в 1908 году Николай Макарьевич (Макарович) Зимин запустил бумагопрядильную фабрику (нередко его путают с Николаем Петровичем Зиминым, уроженцем Новгородчины и одним из создателей московского водопровода).

6.



7.



8.



Наверняка вы знаете или даже пользуетесь услугами связи торговой марки «Билайн». Так вот, основатель и почётный президент компании «Вымпел-Коммуникации», учёный-радиотехник Дмитрий Борисович Зимин - это внук Николая Макарьевича Зимина. Он много сделал и для сохранения памяти своих предков. В 1990-е годы «ельцинского безвременья» новую жизнь фабрике подарил именно потомок Зиминых. Несколько лет Дмитрий Борисович активно поддерживал коллектив Прядильно-ткацкой фабрики, спонсировал городские мероприятия, помогал талантливым воспитанникам местной школы искусств. При его финансовой помощи были организованы юбилейные торжества в мае 1999 года по случаю 100-летия фабрики, а в мае 2000 года - к юбилею города. В те же годы патриот и благотворитель Зимин помог возродиться в Орехово-Зуеве старообрядческому храму на Кузнецкой улице, который создавался ещё в 1880-е годы при активном участии Морозовых (Викуловичей) и Зиминых».

9.



10. В последние годы работы на фабрике производились хлопчато-бумажные ткани бытового и технического назначения: бязь, диагональ, миткаль, ситец, тик, полотенчатая ткань, двунитка, палаточная ткань, фланель, вельветон, полотенца, вискоза, а так же ткацкая и трикотажная пряжа, нетканые материалы и швейные изделия.



11. Изделия «Зуевской мануфактуры И.Н. Зимина» регулярно получали награды за качество: две золотые медали - на Всероссийской мануфактурной выставке в Санкт-Петербурге (1870 год) и на Всероссийской политехнической выставке в Москве (1872 год), две серебряные медали - на мануфактурной выставке в Москве (1882 год) и Всероссийской торгово-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896 год). Эти медали были изображены на фабричной маркировке изделий, производимых на фабрике.



12.



13. 1899 год рождения нового производства. По команде фабричного управляющего Федора Лебедева были запущены две паровые машины и три паровых котла «Бабкок-Вилькокс». Ожили станки, фабрика начала выдавать продукцию.



Расширение производства было связано с необычайно высоким спросом на хлопчатобумажные ткани среди населения Российской империи. Львиную долю тканей из хлопка производили крупные предприятия, к которым относились фабрики, принадлежавшие обеим ветвям династии Зиминых.

14.



15.



16.



17. Причину господства крупных предприятий в российской текстильной отрасли объяснил видный немецкий экономист Герхарт фон Шульце-Геверниц, посетивший Россию в 1890-х годах: «На Западе крупные промышленные предприятия развились постепенно из средних и мелких. В России крупное производство возникло сразу по воле крупных капиталистов. Таким образом, развитие русской промышленности началось со значительной уже концентрации капиталов. Оказывается, что среднее число веретен на фабрику в Москве и Владимире больше, чем в Англии и Германии».



18.



Шульце-Геверниц писал, что «хлопчатобумажная промышленность в России возникла и развилась, опираясь на местное массовое потребление» и приводил примеры быстрой переориентации низших слоев населения - с домотканной продукции на использование хлопчатобумажных тканей: «В 1895 году я побывал в деревенской лавке одного большого села Воронежской губернии, чтобы получить представление о современном спросе на товары со стороны крестьян. Преобладали разные хлопчатобумажные товары; женщины для нарядов предпочитали яркие цвета ситцев, которые вытеснили невзрачные изделия домашнего производства. Для богатых и искусных вышивок служила хлопчатобумажная машинная пряжа. Единственный товар нерусского происхождения была красная пряжа, которая известная под названием «Müllhouse» - неудачная переделка названия места ее производства (Muhlhausen) в Тюрингии. Мужчины также перешли к хлопчатобумажной одежде. Так как в крестьянских избах обыкновенно бывает чрезвычайно высокая температура, то и мужчины и женщины даже и зимой носят дома бумажную одежду. Выходя на двор, они одевают шубу и сапоги».

Таким образом, развитие текстильной промышленности и рост богатства владельцев текстильных предприятий был напрямую связан с изменениями в массовом потреблении. Более дешевая и прочно окрашенная серийная фабричная продукция неизбежно вытесняла продукцию домашнего ткачества. По данным 1900 года на фабриках «Товарищества Зуевской мануфактуры И.Н. Зимина» было 809 рабочих, производство составляло более 3 млн рублей.

18а. Главный фабричный корпус мануфактуры Зиминых. Фотография начала ХХ века.



19. В начале XX века годовое производство фабрик Зиминых достигает 13 000 000 рублей при 4 500 рабочих. На фабриках имеется 100 000 прядильных и 1 600 крутильных веретен и 2 300 механических ткацких станков. Торговые фирму товарищества расположены были не только в России, но и во многих странах мира. С 10 ноября по 15 декабря 1905 года происходит самая продолжительная на фабрике забастовка. Основные требования: 8-часовой рабочий день, улучшение условий труда, удаление с фабрики черносотенцев.



20.



21. В 1912 году «Товариществу Зуевской мануфактуры» принадлежали две фабрики. На старой фабрике, где трудились 953 рабочих, производилась набивка и отделка хлопчатобумажных тканей на 6,1 млн рублей в год. На новой прядильно-ткацкой фабрике вырабатывались суровые (то есть необработанные) ткани: бязь, репс, молескин, а также бумажная пряжа и вата. На фабрике было 4259 рабочих, годовое производство составило 6,6 миллионов рублей. Обе фабрики были механизированы - на первой стояли паровые машины мощностью 425 лошадиных сил, на второй - 3360 лошадиных сил.



22.



23.



24.



25.



26. Хозяева предприятия стремились выпускать продукцию на уровне мировых стандартов. В Европе закупалось наилучшее оборудование. На протяжении многих лет для уверенности и точности в соблюдении технологии Зимины приглашали на руководящие технические должности английских специалистов. Так, должность прядильного директора в 1908-1911 годах занимал Джеймс Иствуд, а в 1912-1915 годах - его соотечественник Джон Вуд. Одновременно происходил процесс стажировки русских владельцев за границей. К примеру, Алексей Леонтьевич Зимин имел квалификацию классировщика хлопка, чему обучался в ведущих американских фирмах - в Нью-Йорке и Орлеане.



Качество продукции на фабриках Товарищества достигалось и за счет железной дисциплины для рабочих. На предприятиях шла 24-часовая (круглосуточная) работа (прекращенная только, когда был издан закон от 2 июня 1897 года, ограничивавший рабочий день 11,5 часами и устанавливавший обязательный воскресный отдых). Для взрослых рабочих дневной смены рабочий день начинался в 4 часа утра и длился до 8 часов вечера с двумя перерывами - с 7 до 8 часов утра для завтрака и с 12 до 1 часа дня для обеда. Таким образом, рабочий день равнялся 14 часам. Ночная смена также длилась 14 часов: работа начиналась в 12 часов дня, с 6 до 8 часов вечера следовал двухчасовой перерыв на ужин, затем работа продолжалась до 4 часов утра. Наложение двух смен одна на другую позволяло максимально использовать светлое время суток и экономить на освещении цехов. В общежитиях царили строгие правила. Рабочим запрещалось являться на работу в нетрезвом виде (за это жестоко штрафовали без допущения к работе), курить на территории фабрики. В фабричных и жилых помещениях воспрещались «шум, брань, ссора, драка, кулачные бои, всякого рода вредные для других игры и шутки, игры на деньги или вещь в карты и прочее».

27.



28.



29. За все нарушения «Правил внутреннего распорядка» взимались штрафы, хотя зарплата рабочих была невысокой, составляя на рубеже XIX-XX веков от 10 до 25 рублей в месяц. Особое внимание уделялось чистоте в цехах и общежитиях. Осмотр фабрики санитарной комиссией Богородского уездного земства не нашел нарушений, было отмечено, что «фабрика содержится в постоянной чистоте и опрятности».



30.



31. Спуск в подвал.



32. Где размещалась конвейерная линия.



После окончания Великой Отечественной Войны началось интенсивное развитие производства. С 1954 по 1968 год на предприятии происходит замена механических станков на автоматические, реконструкция прядильного производства, устанавливается новое технологическое оборудование. Замена устаревшего оборудования на новое позволила с 1965 года вплотную заняться вопросами механизации и автоматизации тяжелых и трудоемких работ. В этом же году был введен первый конвейер транспортировки пряжи и тары в прядильном производстве. В 1969 году фабрика занесена в Книгу трудовой славы Министерства легкой промышленности РСФСР и ЦК профсоюза работников отрасли. А чуть позже, имя предприятия увековечила в себе Книга летописи Московской области.

33. Таблички советского периода жизни предприятия. Со дня основания фабрики прошло более ста лет. За эти годы прошумели стачки, революции и войны, но фабрика продолжала работать. Текстильщики участвовали в исторических событиях прошлого. Отечественное текстильное производство продолжало вплетать свои нити в историю историю отечественной промышленности.



В 1928 году ткачихи начали обслуживать по четыре станка вместо двух. Это были первые ласточки будущего стахановского движения. Ткачиха, кавалер ордена Ленина Прасковья Голубева избирается депутатом верховного Совета СССР первого созыва в 1939-м. В августе 1941 года первые 60 добровольцев ушли в народное ополчение. Мужчин в цехах заменили женщины. В механических мастерских начали делать снаряды. Рабочий день - 12 часов, без выходных, без отпусков. Все для фронта, для победы!

34. В 1945-м главным инженером фабрики назначен Николай Никифорович Тарасов, впоследствии многие годы министр легкой промышленности СССР.



35. В 1973-м году началась реконструкция предприятия. В цехах и мастерских установлено современное оборудование. В котельной поставили новые паровые котлы взамен старых английских, отслуживших 74 года. Фабрика отмечена переходящим Красным знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Только за период с 1967 по 1987 год переходящие союзные и республиканские Красные знамена присуждались коллективу 71 раз.



36.



37. В 1998 году в связи с критическим финансовым положением фабрика передана во внешнее управление фирмы «Савва Кемикал Текстиль». Внешним управляющим был назначен Дмитрий Леонов, который погибает 18 января 2003 года в должности генерального директора фабрики. Накануне собственного дня рождения его находят мертвым у подножия многоэтажного дома. Официально было объявлено, что он покончил жизнь самоубийством, спрыгнув с дома. После смерти генерального директора предпринимаются многочисленные попытки передела собственности. У фабрики меняются хозяева, названия, работники. Начинается частичная распродажа оборудования предприятия.В наше время 90% производственных мощностей, станков и машин распродано. На фабрике функционирует лишь несколько ткацких станков.



38.



39.



40.



41.



42.



43.



44. На данный момент фабрика заметно функционирует, но большая часть пребывает в полном запустении. Некоторые цеха переоборудованы под современные производства. Другая же часть цехов либо в полном запустении, либо очищена от оборудования. Совершенно заброшены многие мастерские с оставленным соответствующим оборудованием и складские помещения заваленные комплектующими. Многие помещения находятся под замком, а некоторые двери просто завалены всевозможным хламом производства этой же фабрики. Некоторые цеха и пристройки уничтожены огнём.



Надеюсь нить рассказа не потеряна, спасибо за внимание.

фабрика, завод, urbex

Previous post Next post
Up