Красноярский завод Комбайнов (КЗК) - один из двух крупнейших в России производителей зерноуборочных машин. Основан в октябре 1941 году на базе эвакуированных заводов: имени Ухтомского (из Люберцев Московской области, так же заброшен) и запорожского «Коммунара» (ныне Запрожский Автомобилестроительный Завод). Уже в декабре 1941 на производственных площадях Красноярского спиртоводочного завода начался выпуск продукции для фронта - снарядов и мин. Первые прицепные зерноуборочные комбайны красноярского завода («Коммунар») выпущены к 1 мая 1944 года. В 1945-47 года завод первым в стране начал производить самоходные комбайны, модели которых постоянно совершенствовались.
Особую известность приобрели 2-барабанные зерноуборочные машины типа «Сибиряк». «Сибиряки» использовались в СССР повсеместно на всех типах почв для уборки зерна и риса. По сравнению с предшествующими эта машина имела производительность на 30 % выше и обеспечивала 3-кратное снижение потерь. В 1970 за разработку комбайна «Сибиряк» предприятие награждено Золотой медалью ВДНХ СССР. На международной ярмарке в Будапеште «Сибиряк» получил бронзовую медаль, а его рисоуборочная модификация - серебряную.
1. Механо-сборочный цех.
В 1970-е года Красноярский комбайновый завод с коллективом свыше 12 тысяч человек был самым крупным предприятием в городе. Кроме основной продукции (комбайны), производился широкий ассортимент товаров народного потребления: от стиральных машин до мясорубок. В 1974 на базе предприятия образовано краевое производственное объединение по выпуску зерноуборочной техники. Кроме комбайнового завода, расположенного в Красноярске, в него вошли Назаровский завод сельскохозяйственного машиностроения, завод «Сельхоззапчасть» (Назарово), Красноярский проектный и конструкторско-технологический институт комбайностроения. В ноябре 1974 с конвейера завода сошел 100-тысячный зерноуборочный комбайн, в мае 1983 - 500-тысячный. Во второй половине 1980-х завод начал выпуск нового комбайна «Енисей-1200». Техника красноярских комбайностроителей успешно работала в различных агроклиматических зонах, на полях различной урожайности.
2. Последним на заводе выпускался комбайн зерноуборочный самоходный класса 4 «Енисей КЗС 950» и его модификации.
В 1990-е годы персонал предприятия сократился более чем на 60%, объем производства снизился в 1998 до 260 машин. В том же году контрольный пакет акций приобрела инвестиционно-финансовая группа «Сибмашхолдинг», начался выход из кризиса. Одновременно с наращиванием производства специалисты предприятия приступили к испытаниям комбайна нового поколения (4-й класс) «Енисей-950» («Руслан»), который отличается повышенной производительностью. После обновления заводского оборудования развернулось серийное производство «Русланов». По итогам первой половины 2003 КЗК удалось обогнать своего главного конкурента («Ростсельмаш») по объему производства (1 867 машин за 6 месяцев). Сборка комбайнов из красноярских запчастей велась и на Орловском комбайновом заводе (тоже входившем в состав «Агромашхолдинга», который стал собственником КЗК в 2003 году).
3.
Успеху машиностроителей способствовало расширение государственного кредитования покупок сельхозтехники, начатое в 2001 через ОАО «Росагролизинг». Однако в условиях снижения платежеспособная спроса уже в 2005 завод оказался в кризисе. Произошло резкое сокращение производства вплоть до временной остановки работы в начале 2006. Перспективы преодоления кризиса связаны с заинтересованностью краевых властей, а также с приходом нового собственника - концерна «Тракторные заводы», который приобрел «Агромашхолдинг» в мае 2006.
4.
5. В административном корпусе цеха на первом этаже сохранилось что-то напоминающее конструкторское исследовательское бюро и лабораторию проверки качества.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Красноярский «Коммунар»
Нынешний Красноярский завод комбайнов тогда был номерным, 703-м. На заседании бюро краевого комитета партии и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся 3 января 1942 года были установлены сроки строительства его основных цехов. В красноярской слободе третьего Интернационала стали сооружать зимние палатки для размещения строителей и прибывших рабочих. Работники управления Красноярской железной дороги разработали проект постройки подъездных железнодорожных путей. Городские организации выделили местные материалы: кирпич, известь, алебастр. Красноярское ремесленное училище №3 начало подготовку слесарей для предприятия.
15.
Главной проблемой был дефицит литья. Это производство создавалось буквально под открытым небом. Сначала устанавливали формы, затем строили стены, укладывали крышу. Даже инструментальный цех пришлось разместить в маленьком помещении, к тому же плохо оборудованном и слабо освещенном. Это, однако, не помешало в самые сжатые сроки развернуть производство режущего и измерительного инструмента.
16.
Помимо запчастей к сельскохозяйственной технике, завод выпускал минометы и боеприпасы. В этих условиях местное руководство строило для завода совершенно фантастические планы. Уже в 1942 году постановлением исполкома краевого Совета депутатов и бюро регионального комитета партии «Коммунару» предписывалось восстановить производство зерноуборочных комбайнов. Их должны были сделать за год 1500, в том числе 500 - в первой половине 1942 года.
17.
Несмотря на то что директор завода взял на себя такие обязательства, выполнить их предприятие не смогло. Тем более росли военные заказы. В 1943 году завод должен был освоить выпуск специальных 82 миллиметровых химических мин ОТ с жидким наполнителем. Затем поступили требования организовать производство мин с переходными втулками и запальных стаканов. Большим достижением первых лет войны стало то, что завод параллельно продолжал делать запасные части и для сельскохозяйственной техники. В 1943 году их было произведено в 7 раз больше, чем в 1942-м. По оборонной продукции завод планы реализовал более чем на 100 процентов.
18.
Все это происходило на фоне нехватки обученных рабочих. В 1943 году завод покинули более 800 прогульщиков и дезертиров. В 1944 году структура производства завода №703 претерпела резкие изменения - прекращался выпуск 45 мм снарядов, а также осколочных мин, но в два раза увеличивался выпуск мин типа ОТ. Кроме того, по мере завершения строительства первой очереди завода комбайнов предприятие получило планы по их выпуску - с конвейера должно было сойти 550 зерноуборочных машин, а также 50 молотилок. Началась конверсия. Скорое завершение войны диктовало новые условия. В 1944 году выпуск оборонной продукции на 703-м начали снижать. В мае 1945 года его полностью прекратили. «Коммунар» смог вернуться к своему основному профилю - производству техники для сельского хозяйства страны.
19.
20.
21. Цех механизации - единственный цех, который выглядит действующим. Здесь стоят остатки техники, обслуживавшей завод.
22.
23.
24.
25.
Последним на заводе выпускался комбайн зерноуборочный самоходный класса 4 «Енисей КЗС 950» и его модификации. Комбайны «Енисей» также собираются Орловским комбайновым заводом из комплектующих, выпускаемых на Красноярском заводе комбайнов. За всё время существования завода выпущено более 700 тысяч комбайнов. Комбайны поставлялись на внутренний рынок и на экспорт (в Болгарию, Китай, Вьетнам, Ирак, Мексику и другие страны). В строительстве завода принимали участие репрессированные немцы Поволжья, так называемые трудармейцы.
26.
В 2008 году завод выпустил 1,9 тысяч комбайнов, в 2011 - 197, в 2012 - 222. В феврале 2013 года объявлено о предстоящем закрытии завода. Концерн «Тракторные заводы» (КТЗ) закрыл свои предприятия в Красноярске. Мощности по производству комбайнов концерн перенесет на чебоксарский «Промтрактор», а лесозаготовительные машины будут собирать на «Курганмашзаводе». Площадки в Красноярске (участок площадью 20 га ориентировочной стоимостью $40-60 млн.) КТЗ хочет отдать под строительство недвижимости: концерн находится в сложном финансовом положении, а ситуация на рынке отечественной сельхозтехники очень нестабильная.
27. Покидаем завод через крышу цеха.
Спасибо за внимание.