Следующим городом нашей программы пребывания на полуострове "ятебянепонимаю" был город Ушмаль. Красивый и интересный город затерянный в центре так называемых холмов Пуук, примерно в 80 км к югу от города Мерида - административного центра мексиканской провинции Юкатан
Где водятся Волшебники,
Где водятся Волшебники,
Где водятся Волшебники,
В фантазиях твоих.
С кем водятся Волшебники,
С кем водятся Волшебники,
С кем водятся Волшебники,
А с тем, кто верит в них.
(C) Ю.Этин
Итак, следющей точкой моего посещения майянской цивилизации был город Ушмаль. Но прежде чем рассказывать о самом городе и его достопримечательностях немного так сказать "официальной информации"
Название Ушмаль происходит от «ox-mal», что на языке майя означает «три раза» (возможно, имеются в виду три периода существования города - то есть после основания были ещё два воссоздания). Один из культурных и политических центров древних майя на полуострове Юкатан (Мексика). Вместе с находящимися рядом церемониальным комплексом Лабна и дворцовым комплексом Сайиль объявлен в 1996 г. памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.Является образцом архитектуры стиля Пуук.
Отличительные черты этого стиля - богатство украшений фасада зданий на верхних уровнях. Среди наиболее часто встречающихся декораций - образ бога дождя. Характерным стилем для всех элементов декораций служит змея, зачастую двуглавая змея. Кстати, как рассказывал наш гид, крестики это один из символов Венеры. Не могу проверить достоверность данного утверждения, поэтому сошлюсь на его слова и скажу - возможно.
Город основан 10.9.0.0.0 | (2 Ahau 13 Mac), что соответствует 15 августа 1007, основатель Ах Суйток Тутуль Шив (кроме того, есть версии о ещё двух, более древних основаниях). Время основания и древнейшая история Ушмаля пока неизвестны. В конце Х в. н. э. Ушмаль был захвачен племенем тутуль-шив, связанным с тольтеками. В XIII-XV вв. Ушмаль вёл междоусобные войны с Майапаном и Чич’ен-Ицой за политическое владычество на Юкатане. Точная хронология этих событий неясна из-за противоречий в источниках, но, вероятно, в начале XIII в. н. э. Ушмаль был разгромлен войсками Майяпана. Тутуль-шив перенёс свою столицу в г. Мани. Войны закончились падением Майяпана в 1441 г.
Учёные предполагают, что в городе жило до 25 000 человек. По стилистическим чертам сохранившихся до сегодняшнего времени здания можно отнести к промежутку от 700 до 1000 годов нашей эры. Характерными для Ушмаля являются большие, квадратные площади, по краям которых находятся здания в классическом стиле, а также встречающейся только здесь его поздний вариант.
Посещение Ушмаль-я подобно чтению головоломки или сбору пазла. В нем вы должны смотреть на картинки и находить довольно много скрытых, или малоразличимых, объектов. На стенах пирамид, дворцов и других зданий мы увидим большое количество изображений: воинов, змей, попугаев и божеств майя.
Среди них бог дождя Чак (он же Тлалок) наиболее популярный - его изображение встречается по всему комплексу. С крючковатым носом и своими незаменимыми атрибутами (топор и змеи), становится ясно, что жители города остро нуждались в воде. Его мы встречаем повсюду в виде гипсовых изображений, торчащих из фасадов и карнизов. Все посвящено молитвам Чаку, чтобы вызвать дождь и не дать погибнуть урожаю и людям. Кстати, если уж быть до конца точным, то изображение Чака бывало 2-х видов, или его нос поднят кверху или опущен вниз. В первом случае это просьба о дожде, а во-втором о его прекращении.
Сейчас Ушмаль находиться в зоне субтропиков и дожди там идут с завидной регулярностью. Вот и в тот день, когда мы туда приехали, периодически шел теплый дождик. тут мы можем говорить про изменение климата, а можно сказать просто - допросились :)
Итак, в город мы прибываем со стороны не Мериды, а Кампече. Заходим, покупаем билеты и проходим на территорию Ушмаля. В отличие от большинства крупных майянских городов построенных на полуострове Юкатан, Ушмаль расположен на холмистой местности, поэтому здесь отсутствуют сеноты и реки с пресной водой. Жители города накапливали живительную влагу в искусственных резервуарах в период дождей.
Один из таких резервуаров (chultun) можно увидеть сразу у входа на археологический комплекс возле Пирамиды Волшебника. Резервуар построен просто
Большая подземная емкость в виде бутылки с узким горлом, которое сверху оборудуется большой наклонной площадкой для сбора воды, которая стекает в горловину. Конструкция простейшая, однако она позволяла делать водные запасы в период дождей. Остается только один вопрос- как эту воду сохранить. Для этого майянцы придумали весьма необычный способ в котором им, в очередной раз, помогла Матушка Природа.
На Юкатане обитает одно весьма забавное "жЫвотное"; муравей-листорез.
Эти насекомые населяют леса Южной и центральной Америки от юга Мексики до Аргентины. Повсеместно они считаются вредителями сельскохозяйственных культур, поражающими широкий спектр лиственных пород. Но только в том-то и загвоздка, что листорезы листья не едят. Муравьи делают из них компост, на котором выращивают специальные грибы - белонавозники из семейства шампиньоновых (Leucocoprinus, Agaricaceae). Вот этот-то компост и закидывали майянцы в воду, а так так он обладал бактерицидными свойствами и то и вода не портилась.
Пройдя около местного водохранилища мы пошли дальше к первому, очень известносу монументу Ушмаля - Пирамиде Мага или Пирамиде Волшебника
Центральным архитектурным сооружением города в настоящее время является Пирамида Волшебника (или же «Дом Карлика»). Название это дошло до нас благодаря сообщениям испанских монахов и происходит, по всей видимости, из майянской легенды, согласно которой некий карлик, обладавший сверхъестественными способностями, воздвиг это здание за одну ночь.
Пирамида вздымается на 36 метров над окружающей равниной. Овальное в плане, оно опирается на основание длиной 72 метра и шириной 50 метров. Наверх ведут две лестницы: по восточной и западной сторонам.
На самом деле пирамиду Волшебника строили в несколько этапов: сначала был построен один уровень, а позже достроен второй, на вершине пирамиды сохранилось два храма, в которых приносили жертвы богу Чаку - богу дождя. Нознаменита Пирамида Волшебника не только этим.
Когда-то на месте Пирамиды Волшебника стоял лишь небольшой храм из нескольких помещений. Спустя некоторое время ,его помещения были заполнены камнем и глиной, а над стенами была воздвигнута пирамида. На вершине строители поместили ещё три святилища. Одно из них - богато украшенный вход в святилище №2 - до сих пор составляет часть внешней оболочки теперешней пирамиды.
Остальные святилища и ведущие к ним лестницы ныне уже скрыты следующей надстройко. На высоте 30 метров над землей «выросло» пятое святилище, прямо над крышей святилища №3. К святилищу №5 строители подвели по восточной стороне пирамиды широкую лестницу. Ещё одна лестница украсила новую оболочку пирамиды с запада. Лестницы пирамид Храма надписей в Паленке и Кукулькана в Чичен-Ице кажутся легкой забавой по сравнению с той, которая ведёт на вершину пирамиды Волшебника в Ушмале. Количество ступеней ушмальской пирамиды почти вдвое превышает число ступеней самой высокой пирамиды Паленке. К тому же она намного круче, и от этого создается впечатление, что лестнице нет конца.
Материал, из которого построена пирамида, это песчанник. Майянцы, при строительства этой пирамиды "поиграться" с аккустическими свойствами этого материала. Поинрались хорошо и пирамида стала звучать различными звуками. Например, если встать в опредиленном месте и хлопнуть в ладоши, то звук хлопка вернется в виде крика священной птицы Кецаль. Возможно в опредиленных местах некоторые звуки так же преломляются в звуки священных животных. Ученые это изучают.
Следующим объектом, куда мы двинулись был комплекс из четырех зданий, образующих четырехугольник, которй по не понятной причине назвали названный Женским Монастырём или Двором Монахинь (Cuadrangulo de las Monjas, 900-1000 г.)
это комплекс четырех дворцов с внутренним двориком. Название, как Вы понимаете - уже испанское. Происходит, по всей видимости, от того, что по форме комплекс напоминал монашеский двор.
Здания комплекса имеют в общей сложности 74 небольших комнаты и обращены лицом во внутренний двор, подобно тому, как это бывало в монастырях испанцев. Когда первые европейцы (а это были испанские монахи) увидели эти комнаты, они приняли их за кельи, а сами здания - за монастырь. Отсюда и происходит название. Что было здесь во времена майя - неизвестно. Во времена расцвета города эти сооружения предположительно использовались в качестве школы, где Майя учили будущих священников, астрологов и целителей.
Пока мы гуляли по Дому Монашек Бог Чак, которому тут так истово молились древние майянцы, решил поприветствовать нас - внезапно из налетевшей тучи пошел теплый и даже приятный дождик.
Во внутренний двор этого четырехугольника можно попасть через расположенные по углам входы. Главный вход в этот дворцовый комплекс сделан в виде уже знакомой нам майянской арки, перекрытой ступенчатым сводом украшенной довольно своеобразными украшениями.
В качестве "украшения" внутренняя сторона Арки украшена отпечатками человеческих ладоней. Их там достаточно много. Что хотели этим сказать и кто - история умалчивает.
Особенно интересной является мозаичная отделка, украшающая фасад Дома Монашек. Над входом в каждую «келью» - в четыре ряда друг над другом маски вездесущего бога дождя. Пространство фасада между изображениями Чака заполняют каменные мозаики, представляющие людей, птиц и змей. На некоторых элементах мозаики стилизованно изображены крытые тростником хижины, в которых жили рядовые майя той эпохи все это составило тот стиль, который и будет назван Puuk
Puuc архитектурный стиль классического периода Майя (VII - X вв.). Отличительная особенность стиля - многообразие украшений фасада, его даже называют индейским барокко. Среди украшений постоянно повторяется маска Бога дождя Чаака. Все витые элементы декора имею элементы змеи.
Для стиля Puuc характерны некоторые особенности: облицовка зданий тонкими тесаными плитками из известняка, как правило квадратной формы; карнизы с орнаментами; внешние декоративные колонны, тянущиеся рядами вдоль фасадов сооружений; широкое использование для украшения фасадов мозаики, основными сюжетами которой являлись либо изображения масок небесного змея Кукулькана, с длинным, причудливо изогнутым носом, либо геометрические узоры, составленные из прямоугольных элементов
.
Кстати, с площадок Двора Монашек прекрасно видно (мы туда не пошли) еще одно сооружение которое назвали Голубятней. Голубятня - это по всей видимости разрушенный дворец с зубцами или же, знакомая нам по () стена со светильниками или же статуями Богов.
Еще одно из интересных сооружений Ушмаля это Дворец Правителей, являющийся одним из высочайших достижений архитектурного стиля пуук.
Здесь находилась резиденция правящей династии Шиу. В этом замечательном дворце в 1841 году поселились исследователи Дж. Стефенс и Ф. Казервуд, сделавший здесь свои лучшие зарисовки.
Фредерик Казервуд. Орнамент над главным дверным проемом Casa del Gobernador («Дворца Губернатора»), Ушмаль.
Дворец правителей расположен на искусственно возведённой террасе примерно 200 м в длину, 170 м в ширину и 12 м в высоту. На террасу можно подняться только с западной стороны.
Размеры дворца: длина - 98 м, ширина - 12 м, высота - 8 м. К центральному зданию примыкают два боковых крыла. Главное помещение дворца было отделено от остальных проходом, перекрытым ступенчатым сводом, одним из самых высоких, какие только существуют в майяских городах.
А это знаменитый Трон Ягуара (трон двухголового ягуара) где, по мнению современных ученых правитель принимал официальные делегации. Но официоз- официозом, а развлекатися тоже было как-то надо. А какое у нас самое любимое развлечение у майянцев? Правильно - НогаМертваяГолова, она же игра в мяч.
Ушмаль то же не был исключением и имел свое поле для это й игры. Не такое большое как в Чечен-Ице, но тоже весьма достойное.
Еше немного погуляв по городу мы отправились на Большую Пирамиду.
Пирамида действительно большая. Высота хорошая, на неё можно подняться что я и сделал. Вот такой он - Ушмаль на уровне большой пирамиды.
Погуляв еще немного по городу мы отправились далеею А далеенас ждала столица Юкатана - город Мерида так что .... продолжение следует