Мастерская встретила меня звуками возни. Видно опять ученики чего-то не поделили. Какие же они непоседы, всё-таки. Впрочем, тому, кто рисует цветные карты для путешественников это только в плюс, ведь каждому хочется привезти волшебных приключений и интересных воспоминаний. А мы и рады стараться.
Ну не сможешь ты нарисовать, ты всего два года в учениках! - Отчаянно говорит Витти. Голос звенит - он хоть и старший, да только чуть что - чуть не в слёзы.
- Доброе утро, - вхожу в мастерскую с невозмутимым видом. Непоседы явно что-то замыслили, но не подают вида. Только хитрый блеск в глазах выдает моих пройдох с головой.
- Ну, - говорю, - выкладывайте.
Смотрят на меня с притворным испугом, толкают друг друга локтями. Наконец, старший не выдерживает:
- Это все он придумал! Младший возмущенно пищит, но опровергнуть не стремится, значит и правда его идея, в чем бы она не была. Ох и тревожно становится.
Стыдно конечно так думать про своих учеников, но младшему отвесили больше таланта - уж если он задумал чего, то держите семеро. "Зато старший упорный и старательный" - мысленно оправдываю я второго. Гляжу в их невинные глаза, вздыхаю:
- Что на этот раз?
Они в ответ тоже вздыхают, а потом начинают сбивчивый рассказ. Выясняю, что с утренней почтой доставили заказ на новое путешествие, да не какое-нибудь стандартно-туристическое, которые даже первогодок по лекалу намалюет, а настоящее, непредсказуемое. А это значит, что рисовать надо подробно и в деталях: люди, выбирающие такие странствия редко ходят по привычным маршрутам, вечно норовят свернуть в какой-нибудь переулочек приглянувшиеся или посмотреть куда ведет ручей, пробирающийся сквозь брусчатку. А иногда и вовсе решит дойти до самой дальней виднеющейся башни, которая и нарисована-то для фона была. Хлопот не оберешься, в общем. Но я такие заказы, надо признаться, люблю: за те две сотни лет, что я работаю мастером дорог от путешествий по лекалу разве что не тошнит. Потому и учеников набрал: им развлечение, а мне спасение от рутины. Младший правда повадился дорисовывать отсебятину, то Лувр в окрестностях Риги, то Спаскую башню под Торжком. Но пока обходилось: туристы даже и не заметили что что-то не так...
- И где заказ?
Снова виновато моргают. Шебуршат бумагой, достают вскрытое письмо с вычурным вензелем (в небесной канцелярии любят пафос, узнаю адресата, даже не разворачивая свиток).
Читаю условия задачи, изучаю характер путешественника, смотрю точку назначения, разве что руки не потираю - давно мне таких любопытных экземпляров не попадалось.
- Ну, - говорю, - повезло нам, - будет чем заняться ближайший месяц, несите инструмент.
И закипела работа: замешать краски, приготовить бумагу (для таких путешествий только толстая гербовая подходит - уж очень много мелких деталей пририсовывать приходится). Прорисовываю общие черты города по лекалу, лабиринт улиц, тут и там добавляю сказок во дворы - чтобы, значит, любопытство не разачаровывать. Хорошая карта выходит, удачно складывается, улочки в кольцо где надо свернуты, чудес в меру... Месяц пролетел незаметно, время отправлять заказ.
- Сорванцы, - зову ребят, - несите конверт, будем обратно отправлять!
В ответ тишина. Зову еще раз. Приходят, смурные.
- Нет конверта, - отвечают в голос. - Заказ же сверхсрочный был, - добавляет младший с заискивающей надеждой в голосе.
И тут меня озаряет. То-то тишина такая всю неделю стояла. Ни ссор, ни гвалта, ни дорисовок от себя на типовых картах. Холодею.
- Вы что.. - от волнения срывается голос, - додумались нарисовать и отправить СВОЮ версию?! - видимо в моем негромком голосе слышится прямая угроза, потому что в ответ я получаю "ну агааа" тоном "а че я сделал-то", сказанное в унисон.
- А ну быстро тащите копию своего шедевра! - рычу я, искренне надеясь, что там нет ничего необычного, но в глубине души уже понимая, что все, это провал. Остается только понять насколько все плохо: обойдемся надранными ушами, или придется с канцелярией небесной отношения выяснять, чтобы оболтусов отстоять.
Приносят копию, ну хорошо хоть тут все по предписанному сделали. Начинаю изучать. Горжусь учениками конечно: карта-то добротной вышла, талантливой. Но всё равно чувствую, как волосы на голове начинают седеть и шевелиться. Мда.. Одно хорошо: поездка эта запомнится путешественнику на всю жизнь, а то и на несколько следующих - такой винегрет из странствий просто не может не запомниться.
Дом у последнего фонаря, окрестности Акраима в центре города - ещё можно понять, мало ли что за дом, да и развалины все на одно лицо, если не присматриваться.. Невидимая башня на площади... Тоже не страшно, если не наткнется случайно - то и не увидит вовсе. Так, а тут что? Китеж-Град по трамвайному маршруту? Хватаюсь за голову. С ума сошли! В городе В не ходят трамваи!
Мысленно вою, понимая, что теперь от разбирательства в канцелярии точно не отделаться. Что еще? 'Еще' оказалось Атлантидой, вместо спального района. Есть конечно шанс, что путешественник туда и вовсе не доберется. А если да? Ох. Силы меня покинули и я опускаюсь в кресло. Охламоны стоят и ковыряют стену пальцами.
-Вон! Оба! - а сам лихорадочно соображаю.
Может быть карта еще не ушла в работу? Да нет, наверняка уже улетел-уехал наш турист.. Накажу! Думаю я уже про учеников. В этот раз не отвертятся! Будут мне старые карты сортировать. За все двести лет! По каталогу! Вручную! Ох, только бы в небесной канцелярии не заметили. Может обойдется еще?
Стоило мне это подумать, как звякнул колокольчик - значит вестник в пути.
Оттуда.
Так, не поддаваться панике; отправить учеников вон; ни в коем случае не признаваться, что это детская шалость.
Да. Сказать, что потерял очки, все перепутал, бывает, в конце-концов... охламонов выгорожу, уже хорошо. А может и меня не тронут - всё-таки это первое серьезное нарушение инструкций за двести лет.
Вестник появляется на пороге, официально здоровается, а потом, сияя подходит ко мне.
- Знаете, мастер, - говорит он мне, - ваша последняя карта...
Что же ярко-то так. И пить хочется. Или это от нервов? И сердце бьется где-то у горла - вместо уверенных слов звучит какой-то ржавый скомканный скрип, словно и голос не мой:
- Недоразумение произошло, очки-с у меня затерялись, а заказ срочный был...
Вестник меня перебивает. - Ну всё, - думаю, - даже слушать не станет. Пропал, как есть пропал!!
- Ваша последняя карта признана лучшим маршрутом за последнее тысячелетие! - объявляет вестник и жмет мне руку. - Но я вас перебил, простите, - что у вас там с очками случилось?...