Про свободу.

Feb 25, 2011 23:44

Говоря о негативном понимании свободы следует упомянуть и о том, что от его адептов из числа сторонников тотального закрепощения личности недалеко ушли их кажущиеся антиподы - всякого рода ницшеанцы и возглашатели принципа «Делай что хочешь - таков весь закон», последователи Кроули и Лавея. Подобные гиперэгоцентирсты верно считают, что быть свободным от какого-либо явления - значит не отгораживаться от него, но господствовать над ним, однако при этом воспринимают все внешнее общество как нечто безусловно враждебное подлинно свободной личности, подлежащее непременному отторжению, тем самым проявляя неспособность расстаться с заданной противниками свободы догмой. Неслучайно переход от яростного эгоистического нигилизма к отрицанию личностной автономии случается весьма часто, и именно ницшеанцами были созданы последовательно антииндивидуалистические тоталитарные доктрины прошлого века.
Сущность истинной свободы лучше всего понять на примере культурных явлений. Творцы эпохи Возрождения были свободны от канонов средневекового искусства, романтики и сентименталисты конца XVIII в. - от господствовавших все предшествующее столетие правил и регламентаций классицизма, модернисты начала прошлого века - от ценностей и канонов всех прошлых жанров. Но значит ли это, что для представителей указанных течений не существовало предшествующего культурного наследия, что они не заимствовали его опыт, не стремились принять все лучшие его черты? То же означает истинную свободу и в любой другой сфере. Так, свобода от общественного мнения означает не демонстративное противостояние и тотальное бездумное ниспровержение его, но трезвое, свободное от стереотипов осмысление господствующих в обществе моральных устоев, понимание их истиной природы, и решение исходя из доводов собственного разума - какие из этих устоев стоит принять, каким - следовать избирательно, а какие - безоговорочно отвергнуть.
Previous post Next post
Up