Вильгельм Фильхнер ныне редко упоминаем: драма Скотта-Амундсена и кино-фото-эпос Шелктона куда как чаще и больше на виду. Между тем нынче как раз 100 лет началу его экспедиции, Второй Германской Южнополярной.
Фильхнер собирался пересечь Антарктиду, нащупав проход во льдах, поскольку тогда ещё не было уверенности, сплошной ли это материк или нет. Как
доказали мшанки, проход из моря Уэдделла в море Росса когда-то действительно был. Это отчётливо видно,
если убрать лёд.
4 мая 1911 Фильхнер на трёхмачтовом экспедиционном судне Deutschland вышел из Бремерхафена, чтобы через Буэнос-Айрес прибыть на Южную Георгию, где он провёл 48 дней, а 1 декабря 1911 отчалил курсом на море Уэдделла. Как раз вовсю шла гонка к полюсу:
Амундсен через две недели дошёл, а Скотт тоже уже был в пути, и ему оставалось сто с небольшим дней до
трагической гибели.
Открыв новую Землю Принц-Регента Литпольда, Фильхнер вышел в бухту Фазель (куда потом стремился, но так и не дошёл Шеклтон) на краю шельфового ледника, который он поначалу назвал в честь кайзера Вильгельма, но потом перимновал в честь себя (ныне это ледник Фильнера-Ронне). Там было решено ставить зимовочный лагерь: но как раз откололся крупный айсберг, и недостроенную зимовку пришлось срочно эвакуировать. Но у Фильхнера был припасён "план Б": он повернул обратно на Южную Георгию - и вскоре вмёрз, но после семи с половиной месяцев дрейфа всё-таки снова встал на воду и в итоге благополучно вернулся в предвоенную Германию.
По маршруту Фильхнера в море Уэдделла с той же целью через пару лет отправился Шеклтон: но до бухты Фазель не дошёл, а что было дальше -
все читали на заре сообщества.
Вот судно Deutschland: мало что видно. И сам Фильхнер: с причёской по моде начала века.
Судно это, как, наверно, почти все легендарные полярные суда героической эпохи, было построено в Норвегии, в городке Рисёр (где ныне действует подводное почтовое отделение) и сошло со стапеля под именем Björn. Фильхнер купил это судно при моральной поддержке Нансена, Шеклтона и Норденшёльда (все сплошь легендарные) и патриотично переименовал его в Deutschland. После южного похода судно было продано в Австрию (которая тогда имела выход к морю), потом в Италию, а 22 января 1926 корабль сгинул посреди Адриатики.
Фильхнер после Первой мировой изучал солёное озеро Цингай aka Кукунор (впервые обследованное Пржевальским), путешествовал по Тибету, получил научную премию от Гитлера, был в сороковые интернирован в Индии, вернулся, когда все его уже похоронили, и тихо закончил свою жизнь в Швейцарии в возрасте под 80, оставив после себя 27 солидных науч-поп книг и путевых дневников.