Февральское с Востока: керны, гидраты, whiteout

Feb 02, 2011 12:35

Продолжаем небывалый сериал гляциолога Алексея Екайкина про бурение подледникового озера Восток: предыдующая заметка здесь. А эта пришла с задержкой всего в 2 дня: почта ускоряется?

Антарктический лёд - настоящая машина времени. И это главный ответ на вопрос, зачем бурить.

Вот фото Алексея Екайкина с его подписью:
Хранилище керна - святая святых станции Восток. Замороженный архив климата Земли...



Аргументы для споров о глобальных изменениях климата - они все тут.


1 февраля 2011 г.

Вчера наблюдалось необычное явление - облака были столь плотными, что сквозь них не просвечивало Солнце. Если использовать привычные определения погоды, можно сказать, что было «пасмурно». Вечером яркость освещения упала настолько, что можно даже было ходить без черных очков. «И что тут необычного?» - наверное, спросили вы себя. Дело в том, что в центральной Антарктиде такая погода («циклонического типа») бывает крайне редко. Во-первых, холодный воздух вообще не может содержать много влаги. Во-вторых, циклоны здесь нечастые гости, поскольку, чтобы добраться до станции Восток, им нужно преодолеть 1,5 тысячи километров и забраться на высоту 3,5 км. Зато, если уж циклон приходит сюда, то приносит не только облака, но и тепло. Вчера, например, была несусветная для конца января жара, -20°С.

При такой облачности в Антарктиде часто наблюдается еще одно интересное явление, которое иногда называют «белая мгла». Суть его в том, что при отсутствии прямых солнечных лучей полностью пропадает контрастность; свет приходит в глаза наблюдателя равномерно со всех сторон. Соответственно, все предметы белого цвета как будто исчезают. Идешь по снежному полю, словно плывешь в молоке, спотыкаясь о снежные гряды и проваливаясь в ложбины между ними - находясь прямо у тебя под ногами, они остаются совершенно невидимыми. Темные предметы, напротив, видны четко, но кажутся подвешенными в пустоте. Невозможно оценить ни размеры предмета, ни расстояние до него: то ли он далеко, но большой, то ли близко, но маленький.

Сегодня погода уже «исправилась», максимальная дневная температура была -30°С.

В ночь на 30 января на станцию вернулся научный поход, изучавший донные осадки Озера сейсмическими методами (о нем я писал в так и не дошедшем до вас репортаже от 11 января). 22 дня 7 человек провели «в автономке», жили в домиках, поставленных прямо на гусеничные тягачи («Харьковчанка-2»). Кажется, им удалось получить интересные результаты, которые расскажут много нового о строении дна Озера и истории его развития - но обсуждать это сейчас еще рано.

До нашего отъезда со станции, если не помешает погода, осталось всего 5 дней. Буровые работы продолжатся до последнего - но о них пока не буду говорить ничего, чтобы не сглазить :-).

Вместо этого расскажу вам об одном из самых любопытных и редких объектов, которые можно наблюдать во льду, и изучением которых занимается Владимир Липенков (как вы помните, на Востоке сейчас 2 гляциолога). Речь идет о гидратах воздуха. Что это такое? Название «гидрат», как можно догадаться, означает «соединение чего-то с водой». Это твердое вещество, прозрачный бесцветный кристалл, представляющий собой соединение молекул воды с молекулами воздуха (кислорода и азота). Чтобы он образовался, нужно очень высокое давление, низкая температура - и куча времени. Все эти условия существуют в придонных слоях антарктического ледника, где давление достигает 300-400 атмосфер, а возраст льда - несколько сотен тысяч лет и больше. Как часто бывает в науке, существование гидратов было предсказано до того, как их удалось наблюдать. А наблюдать их очень непросто. Во-первых, как только ледяной керн извлекается на поверхность ледника, гидраты тут же начинают разлагаться. И к тому времени, как вы привезете кусок льда в свою лабораторию, ни одного гидрата там уже не будет, останутся лишь крошечные трещинки на их месте (воздух, выделяющийся при разложении гидрата, разрывает лед). Чтобы гидраты выжили, ледяной керн нужно хранить при температуре не выше -50°. Во-вторых, коэффициент преломления света у гидрата примерно такой же, как у льда - поэтому увидеть его так же трудно, как кусок стекла, опущенный в воду. В-третьих, для их наблюдения нужен хороший микроскоп: диаметр самых крупных из когда-либо наблюдавшихся составляет всего 0,5-1 мм, но чтобы стать такими «гигантами», им потребовалось порядка 2 миллионов лет! Короче говоря, во всем мире, пожалуй, лишь несколько человек видели гидраты воздуха своими глазами. И гляциологическая лаборатория станции Восток - одно из наилучших мест в мире для такого кропотливого и трудоемкого занятия, как изучение этих удивительных кристаллов...

Алексею осталось трудиться на Востоке считанные дни. А это значит, что скоро узнаем ответ на азартный научный вопрос!

айс, климат, физхим, people, объекты, photo, метео, опыт, Восток, палео

Previous post Next post
Up