Вслед за впечатляющим
набором фото наш научный френда
ekaykin прислал очередную заметку: при этом
предыдущая вот здесь, а
фото к ней вот тут. Депеши идут разными путями: и иногда, как мы знаем, текст и фото по дороге разделяются.
И вот что пишет Алексей по этому поводу - про связь, мейл, Интренет и телерадио:
Есть фактически два варианта как можно подключиться к интернету в Антарктике:
1. Через телефонные спутниковые системы Iridium или Inmarsat. Это сеансовый доступ в интернет, с подключением по запросу (как модем), оплатой по объему траффика и с достаточно высокими ценами.
1.1. Iridium хорош тем, что работает где угодно,в том числе и на полюсах. Но работает крайне медленно и не очень устойчиво. Впрочем в прошлом году появился Iridium OpenPort, который получше, но о результатах работы его в Антарктике я пока ничего не слышал, а денег на эксперименты у РАЭ нет.
1.2. Inmarsat работает быстрее, но не работает на полюсах, т.к. спутники находятся над экватором, на геостационарной орбите. На Востоке Inmarsat работает на пределе видимости, и только потому что Восток находится на высоте более 3500 метров над уровнем моря. Радиоцентр ААНИИ жалуется на проблемы с передачей больших файлов, т.е. связь не очень устойчивая.
2. Стационарные спутниковые системы, работающие через геостационарные спутники связи (с большими тарелками). Именно такие системы стоят сейчас на Беллинсгаузене и Новолазаревской. Благодаря тому, что спутники принадлежат ФГУП "Космическая связь", у нас относитльно невысокая плата за спутниовый ресурс (но это существенная часть расходов РАЭ на связь). Именно такая система используется на китайской Жон-Шан, и на их береговых антарктических станциях других стран.
Поставить такую тарелку на Востоке можно. Проект этот в работе уже два года. Есть две проблемы:
1) доставка санным поездом и монтаж антенны весом более 1,5 тонн и диаметром 5 метров в условиях станции Восток
2) разработка такой конструкции антенны, которая выдержит экстремальные морозы (вспомним, что на станции Восток бывает температура -89,2 гр). Металл при такой температуре становится хрупким и антенна может просто обрушится под своим весом. Промышленные приемо-передающие устройства, располагающиеся непосредственно на антенне, тоже не рассчитаны на такие температуры.
Есть еще вопросы стабильной позиции антенны на ледяном покрове и прочее и прочее и прочее...
Вощем, как вы понимаете, дело это не такое простое, как представляется на первый взгляд.
Кстати, есть антенна свзяи на аэродроме станции Новолазаревская, и эта антенна уникальна тем, что установлена на льду, на деревянных сваях. Таких установок больше нигде в мире нет. Чуть попозже выложу фотографию.
Reply
Доставка не должна составить проблем. Провезти пятиметровую тарелку по куполу на санках куда проще, чем по городу для погрузки на судно. А монтаж - вы только скажите зимовщикам, что интернет будет, - её там голыми руками поставят!
> 2) разработка такой конструкции антенны, которая выдержит экстремальные морозы (вспомним, что на станции Восток бывает температура -89,2 гр). Металл при такой температуре становится хрупким и антенна может просто обрушится под своим весом.
Хрупкий металл - это просто страшилка. В действительности, уже лет сорок известны технологии производства стали для низких температур и активно применяются в машиностроении для Якутии и крайнего севера.
Кстати "приемо-передающие устройства, располагающиеся непосредственно на антенне" есть и на тарелках Inmarsat. На Востоке, насколько мне известно, проблема переохлаждения решается установкой дополнительного нагревательного элемента.
> Есть еще вопросы стабильной позиции антенны на ледяном покрове
Должно решиться ежегодной проверкой/подстройкой силами персонала или прилетающего специалиста.
> и прочее и прочее и прочее...
поподробней, пожалуйста.
Не спорю, есть сложности, но все они преодолимы, если есть желание. Причём, даже ничего сверхъестественного изобретать не надо.
Reply
Да и купол над (теперь уже бывшем) полюсом простоял типа 35 лет: и демонтировали его отнюдь не от хрупкости.
Ну а если и впрямь невыносимая стужа: то тарелки (и радиотелескопы, и приёмно-передающие, да и радары) отлично накрывают куполами: от мороза, от ветра, от всего.
Отсутствие сообразной XXI веку коммуникации -- отнюдь не техническая проблема, как и в целом комфорт отечественных полярников. Но это пока в пустоту филиппика.
Несолидол трудиться на переднем крае науки в сургучно-верёвочных условиях: и не только на антарктическом фронте, хотя тут это на виду у коллег со всего мира. Но не будем засорять хороший пост.
Reply
Reply
По моей непроверенной информации, используется только Иридиум. И сложности ширины канала присутствуют.
Reply
Кстати, о том, как замечательно живут на станциях других государств: на франко-итальянской станции Конкордия, которая находится внутри континента, также нет стационарной связи (по моим данным на начало 2010 года). Есть Иридиум и Инмарсат, и доступ в интернет сильно ограничен.
Reply
Насчет доставки и монтажа вы ошибаетесь. Санный поезд - это вам не скутерах по заснеженным просекам гонять. Кроме того, у Востока есть потребности гораздо более серьезные, чем 1,5 тонны металла - это топливо и продовольствие. Потеснить топливо ради антенны значит поставить под вопрос само существование станции Восток.
Монтаж тяжелых металлических конструкций при температуре -20-30 градусов, на высоте 3500 метров - то еще удовольствие. Попробуйте как-нибудь.
У Inmarsat-а не совсем тарелка. Есть антенна в закрытом кожухе размером приблизительно 80х80х80 сантиметров. Внутри кожуха обеспечивается неоходимая температура. Радиопрозрачный купол на антенну 5 метров диаметром стоит в два раза больше самой антенны. Кроме того, обогревать 1 кубический метр или сферу объемом более 65 кубических метров - это две большие разницы. Китайцы могут себе это позволить, мы - пока нет. Проспонсируйте.
Установкой дополнительного нагревательного элемента проблема температур и будет решаться, но термоэлементы, имеющиеся в продаже обеспечивают работу при температуре -45-50 градусов. Все что ниже этой температуры - предмет конструкторских работ, даже если это просто второй термоэлемент накрученный поверх первого. То же самое насчет самой антенны. Да, есть специальные сплавы, но кто из них изготавливал такие конструкции?? Никто. Значит это вопрос отдельного серьезного проекта. Мы тут не шапками закидываем, а строим инфраструктуру на несколько лет вперед, и для нас надежность - главный показатель.
Да, все вопросы решаемы, и все можно сделать быстрее, но все вопросы в конечном счете упираются в финансирование.
Reply
> Санный поезд - это вам не скутерах по заснеженным просекам гонять.
Согласен. 1,5 тонны - это значительно меньше 1% всех грузов, доставляемых на Восток за сезон. А Вы говорите "потеснить топливо и продовольствие", "угроза существования"...
> Монтаж тяжелых металлических конструкций при температуре -20-30 градусов, на высоте 3500 метров - то еще удовольствие. Попробуйте как-нибудь.
Когда будете монтировать, зовите, постараюсь помочь. Заодно и попробую.
По поводу обогрева. Китайцам купол греть и не надо, т.к. у них такие тарелки на береговых станциях стоят. А греть только устройства, располагающиеся непосредственно на антенне - вполне логично в данной ситуации.
> Да, есть специальные сплавы, но кто из них изготавливал такие конструкции?? Никто. Значит это вопрос отдельного серьезного проекта.
Неужели производителю "обычных" опор трудно сделать то же самое, но из другого материала? Ведь, пятиметровую тарелку тоже не на рынке покупаете...
> но все вопросы в конечном счете упираются в финансирование.
Ну вот, мы и вернулись к желаниям. Финансирование - всегда чьё-то желание.
Reply
2. Про китайцев: зимой им так или иначе приходится обогревать аппаратуру на тарелке. Все-таки в районе обсуждаемой станции бывают температуры до -36, что уже требует обогрева. Про станцию на Кинг-Джордже сказать ничего не могу, там температуры поскромнее.
3. Производители опор готовы собрать что угодно, но без проекта и испытаний отказываются давать гарантию.
4. Финансирование РАЭ - это желания (и возможности) российского правительства, минфина и минприроды. Мы бы и рады развернуться, но не на что. Сейчас рады тому что есть, и тому что обещают в недавно озвученной стратегии - это уже немало по сравнению с последними 20-15 годами.
Reply
Про китайцев, производителей и правительство понятно. Ждём поста про связь с полюса.
Кстати, про спонсирование и подарки... Были прецеденты, когда частные лица дарили экспедиции технику, и РАЭ приходилось платить с подарка налог.
Reply
Насчет подарков - абсолютно верно. Увы, таково наше законодательство.
Reply
Leave a comment