Когда мне по каким-либо причинам грустно или плохо, Нью-Йорк -- одно из давно испытанных лекарств. Воскресенье не удалось провести, как хотелось, и настроение у меня из-за этого сильно испортилось. Поэтому вечером Вадим почти силой вытащил меня на Манхеттен просто погулять по любимым улицам.
Секрет нью-йоркских целебных свойств, мне кажется, довольно прост. Как я уже как-то говорила, Нью-Йорк вмещает в себя так много, что с лёгкостью может предоставлять каждому то, что тот ожидает встретить. Достаточно было настроиться на то, что город удивит и обрадует, и удивительное не заставило себя ждать.
Тут надо сделать небольшое отступление для тех, кто не знает города:
Как большинство крупных городов, и, наверное, больше многих из них, Нью-Йорк полон музыки. От неё сложно избавиться, даже если захотеть. Любая прогулка, любое соприкосновение с городом обычно сопровождается музыкальным оформлением, будь то радио в магазинах, или подборка мелодий в ресторане, или включённые на полную мощность динамики проезжающей мимо машины, или наушники соседа по вагону или прохожего на улице, или уличные и "транспортные" музыканты, или какой-нибудь мальчишка, методично репитирующий что-то на своей флейте-дудочке, свесив ноги с пожарной лестницы прямо над головами прохожих -- у этого города очень богатая фантазия, и мне за ней не угнаться.
Уличные и "транспортные" музыканты в этом списке занимают отдельную статью. Помимо официальных регулярных (и часто бесплатных) концертов в парках и других общественных местах города (среди которых есть устраиваемые городом концерты в метро), в городе полно "несанкционированной" живой музыки. В частности, в метро. За последние почти 14 лет, я в метро видела практически полный спектр музыкальных инструментов -- от пилы и перевернутых вёдер до контрабаса и редких народных инструментов практически со всего мира. Справедливости ради надо сказать, что контрабасисты и музыканты, играющие на редких инструментах, обычно встречаются на платформах и в станционных переходах, но в этот раз Нью-Йорк в очередной раз умудрился нас удивить. В городе появился настоящий "бродячий" виолончелист, бродящий от вагона к вагону чтобы в течение перегона между одной-двумя станциями порадовать пассажиров своим искусством. Я не очень хорошо могу оценить его мастерство, но само явление впечатляет. С этого сюрприза начался наш вечер и это был не последний музыкальный подарок.
Вынырнув из метро, мы окунулись в привычные звуки кипящих жизнью улиц в районе Union Square. Над суетой мерцающих уличных, машинных, витринных и базарных огней, одетый в красное с зелёным мягкое свечение, с облаками, нанизанными на шпиль, величаво реял Empire State Building.
Пробравшись через толпу на 14-ой, мы ушли на восточные авеню, где, как это часто бывает в Нью-Йорке, бурляший ритм жизни на самих авеню чередуется с и тихим камерным уютом поперечных улиц. На 14-ой, между 2-ой и 3-ей авеню -- церковь при школе или школа при церкви, но главное -- со своей колокольней. И вот с высоты своей колокольни это смелое заведение старательно пыталось конкурировать с Empire State: сама колокольня была подсвечена синим, а урна и статуя сверху -- оранжево-огненным. Сгустивщийся над городом туман дополнил картину иллюзией облаков, и надо сказать, что по эстетическим своим качествам, да и по силе настроения колокольня совсем не уступала самому высокому зданию города. Тему урн продолжил мини-дворик одного из аккуратных старых двухэтажных домов колониального стиля на 13-ой стрит. Вторя греко-римским мотивам в оформлении фасада, во дворике, на лестнице и крыльце расположились амфороподобные урны-клумбы с ярко-красными цветами, которым в свою очередь отвечали цветы с подоконников. Пространство дворика два на полтора метра очень сложно оформить с размахом, но здесь это удалось.
Гуляя по схеме "произвольное направление у каждого перекрёстка", мы незаметно для себя самих вышли к моему любимому треугольнику на перекрёстке 10-ой стрит, 2-ой авеню и Стайвесант-стрит. Там, как я уже как-то рассказывала, углом к перекрёстку на отдельном огороженном участке стоит старая внушительная церковь со своим садом и кладбищем. Но в этот вечер ни сада, ни кладбища, ни церкви, ни даже ограды видно не было. На их месте громоздилось произведение современного искусства сотворённое из нескольких сотен велосипедов. Увидев это издалека, мы сначала решили, что это какая-то массовая (очень массовая!) акция по пожертвованию велосипедов в пользу кого-нибудь, однако вблизи всё оказалось ещё интереснее: на редких просвечивавших сквозь велосипеды клочках ограды красовались разноцветные объявления, предлагавшие "Free Valet Bike Parking!", а владельцы велосипедов что-то бодро скандировали в такт оратору вещавшему за оградой. Впрочем, были ли они там на самом деле мы не знаем, мы их не видели, мы их только слышали, видели мы только велосипеды и нависший над ними в сгустившейся темноте мрачный силуэт утонувшей в велосипедах церкви.
На этом месте можно было бы считать программу по сюрпризам выполненной, а нас достаточно удивлёнными, но вечер только начинался...
Когда вечер ещё только начинался, по дороге в Манхеттен, я в разговоре упомянула, что соскучилась по классической русской литературе, и город, похоже, меня услышал. Иногда мне кажется, что дух Нью-Йорка в чём-то сродни духу No Face из миязаковского фильма "Spirited Away": он так же старательно, дружелюбно и порой слегка неуклюже отвечает на желания и просьбы. В этот раз небрежно брошенная фраза вдруг стала подзаголовком всей прогулки.
Навряд ли можно особенно удивляться тому, что первым, что встретилось нам в литературном отделе ближайшего Барнс&Нобла оказался стол с подборкой русских классиков -- Гоголь, Достоевский и конечно, неизменный Толстой. Зато следующее упоминание русских классиков было уже менее тривиальным:
Возвращаясь к метро, мы решили пройти через Вашингтонский сквер, который, естественно, вечером выходного дня был полон музыки, песен и публики. В этот раз внимание зрителей завоевал импровизированный концерт интернационального ансамбля: 3 негра, итальянец, русский и два национально-неопознанных музыканта. Приятная музыка вызвала улыбку, а русские слова, которым подпевают негр и итальянец, заставили остановиться. Закончив песню, негр-солист-конферансье представил своих коллег и посоветовал всем присутствующим поехать в Россию ("It's a REAL trip! Russia is heavy stuff"), куда он уже сплавил одного из своих друзей, отправившегося снимать документальный фильм в квартиру, ни много ни мало, Достоевского! (тема русской литературы раскрыта, хотя как потом оказалось, не совсем до конца). Закончился этот поучительный монолог просьбой помолиться за означенного друга, бороздящего дикие просторы супер-глючной страны. После чего концерт продолжился хоровым пением известных песен с разбивкой на 3 голоса, пели ребята очень здорово. Правда,после пары песен я начала замерзать и мы углубились в культурно-насыщенный парк. Развлекательная программа воскресного вечера дополнилась гитаристом в (неработающем уже) фонтане и одиноко танцующим на пустой аллее негром, одетым во всё -- от кепки до кроссовок -- белое, и ненавязчиво предлагающим редким прохожим марихуану. Приятно осознавать, что любимый парк не меняется.
Обратно мы возвращались вместе с волной культурно поразвлекавшейся богемной молодёжи. Севшая рядом с нами девушка читала потрёпанный томик "Анны Карениной" (тема вечера - русская литература, вы не забыли?), на соседней скамейке три художника обсуждали своё прошлое (старший парень типичного богемного образа), недавнее прошлое (девушка, всё ещё ищущая свой стиль) и будущее (мальчик со взором горящим и рюкзаком за спиной) в Купер Юнион (бесплатный колледж о трёх факультетах: художественном, архитектурном и инженерном), а несколько длинноволосых юношей напротив оживлённо планировали предстоящие репетиции, потрясая рваной одеждой и футлярами с духовыми и струнными инструментами.
Настроение было окончательно и бесповоротно исправлено. Город, как обычно, все надежды оправдал и превзошёл.