Объективности ради: судьба больших инфраструктурных проектов

Dec 15, 2012 09:44

У нас в Питере при словах "большой проект" многих начинает тошнить. В последнее время нам с ними не везет. Речь идет, например, о новом стадионе на западной оконечности Крестовского острова, который чудовищно подорожал уже во время строительства, и при этом еще непонятно, когда вообще будет построен. Эта история действительно смотрится очень неприглядно. И, как обычно, возникает желание назидательно поднять палец (ну, не тот - указательный) и произнести сакральное: а вот в Европе не воруют! Уж там-то бы ого-го! Ууу! Пжив-пжив (нет, это здесь к делу не относится, пожалуй)

Давайте посмотрим, как там у них, в Явропе. Конкретно, в близкой моему сердцу Германии. Вот так называемая "Elbphilarmonie", "Эльбская филармония", амбициозный проект на месте бывших портовых складов (т.н. "Speicherstadt") в Гамбурге.



Источник: dapd/SpiegelOnline

Когда в 2005 году начиналось строительство, городской сенат исходил из сметы в € 77 миллионов. Помню (я в то время как раз учился в стране поэтов и мыслителей), это тогда многим казалось неоправданно большой суммой. Сейчас расходы оцениваются в € 575 миллионов. Итого стоимость за время строительства возросла в семь с половиной раз. Для сравнения: смета пресловутого стадиона возросла с 6,7 млрд до 43 млрд рублей, в шесть с половиной раз.

Со сроками в Гамбурге тоже вышла неувязочка. Первоначально планировалось ввести объект в эксплуатацию и провести первые концерты в 2010 году. Сейчас говорят об открытии летом 2016 года в лучшем случае (да-да, обсуждается и худший - еще минимум год). Итого отставание от первоначального графика в шесть лет. Тоже вполне сопоставимо с "Газпром-ареной", или как там она будет называться.

Может быть, это единичный случай? Исключение фром зе рул? И на старуху бывает проруха? Ну что ж, тогда давайте познакомимся с новым берлинским аэропортом - Berlin Brandenburg International. Он строится на месте бывшего главного аэропорта ГДР в Шёнефельде и должен стать основными воздушными воротами в столицу Германии, заменив и уже упомянутый Шёнефельд, и западноберлинский Тегель. Сабж:



Источник: dapd/SpiegelOnline

Строительство началось в 2006 году, в октябре 2011-го новый аэропорт должен был принять первых пассажиров. Смета не должна была превышать по одним данным € 2,5 млрд, по другим - 2,8. Сейчас стоимость оценивается в € 4,2 - 4,5 млрд. "Шпигель" в сегодняшней статье пишет про превышение сметы на € 1,7 млрд, немецкая Вики говорит о 1,17 млрд. При этом сроки ввода в строй сначала сдвинулись на июнь 2012-го, а потом, после громкого скандала, на март 2013. Затем на октябрь 2013-го. Намекают, что это еще не конец. Два года отставание от первоначальных планов. Получше, чем в Гамбурге, но, повторюсь, еще не вечер.

А еще есть легендарный "Штуттгарт 21" или, как его все называют в Германии, S21. Это головокружительный проект нового центрального вокзала в Штуттгарте, столице федеральной земли Баден-Вюртемберг на юго-западе Германии. На месте старого головного вокзала должен возникнуть подземный транзитный. Рендер:



Источник: dapd/SpiegelOnline

Тут, помимо смет и сроков, нужен рассказ об общественной реакции. Многие штуттгартцы (ну и словечко) активно выступили против проекта, против сноса старого здания и против вырубки деревьев в парке по соседству. Проводились многочисленные и массовые демонстрации протеста. Чтобы приступить к работам, власти и полиция вежливо попросили демонстрантов удалиться. Не то, что в сраной путинской Рашке, где полиция всех месит дубьем без разбора. А там все по-другому, силовики уважают личность и вообще. Вот например некий Дитрих Вагнер, 65-летний инженер на пенсии, даже расплакался - ему невыносима мысль, что люди на Востоке Европы не могут рассчитывать на такое отношение и на соблюдение основных гражданских прав. В отличие от него.



Источник: dpa/Badische Zeitung

Потом, правда, демократия без шуток восторжествовала. На волне всех этих событий к власти пришла коалиция СДПГ и Зеленых, правительство земли как раз возглавил "зеленый" Винфрид Кречманн. В ноябре 2011 года был проведен референдум, на котором граждан на этот раз и взаправду вежливо спросили - а не пойти ли им на хер а не выйти ли федеральной земле из финансирования нового вокзала. ВНЕЗАПНО 58,9 % сказали, что не надо. И вокзал продолжили строить.

При первых наметках в 1998 году на проект предполагали потратить € 2,6 млрд. При начале строительства в 2009-м эта цифра чуть возросла до € 2,8 млрд. Сейчас McKinsey оценивает расходы в € 6,8 млрд. Рост в 2,4 раза. О сроках пока рано что-либо говорить, строить надо очень много, почти ничего еще не готово. Все стейкхолдеры называют сейчас 2020 год.

Итак. Все очень не просто, как пелось в одной популярной песне моей йунности. Эти проекты и вообще реально производящие сектора, вроде строительства - это сложно, муторно и нудно. И требует больших, огромных организационных усилий, обеспечить которые проблематично даже в продвинутых обществах. Прежде, чем орать про жуликов и воров, резонерствующе вспоминать цивилизованный мир и т.д., хорошо бы сначала разобраться. В мировом опыте, да.

Ну и капитализм - дерьмо, конечно. Он тоже многое объясняет. И он - один, что в России, что в Германии. 

вопросы..., Гермашка

Previous post Next post
Up