Закон приняли, а мошенники в сфере ЖКХ остались

Dec 30, 2015 12:30

Закон приняли, а мошенники в сфере ЖКХ остались

Сфера жилищно-коммунального хозяйства по-прежнему остается одной из самых болезненных тем для нашей страны и вряд ли в ближайшие годы уйдет с этих позиций. Крыши текут, износ коммунальных сетей в некоторых городах достигает 90%, а средства на ремонт отсутствуют. Дабы уменьшить количество проблем и улучшить качество жизни граждан сфера ЖКХ находится в состоянии перманентного реформирования, что, зачастую, создает неразбериху и мутную воду для желающих половить рыбку за чужой счет.

С середины нулевых в наш лексикон плотно вошли словосочетания «управляющая компания» и «товарищество собственников жилья». Эти структуры  заменили привычные ЖЭУ и ЖЭКи, однако многие из этих новых контор создавались людьми либо ничего не смыслящими в сфере ЖКХ, либо откровенными мошенниками, желающими относительно честно присвоить деньги граждан.

В итоге - нескончаемый шквал жалоб со стороны собственников жилья и неисполняемых судебных решений. В декабре 2013-го года арбитражный суд в рамках дела о несостоятельности ТСЖ "Ритм", действовавшего в многоквартирном доме № 44/17 по ул. Зелинского в Великом Новгороде, признал за оной организацией долги на сумму свыше 500 000 рублей перед собственниками жилья. Однако деньги так и не были возвращены и по сей день. ООО "Жилищно-эксплуатационное управление № 6" навечно с июля 2014-го осталось должно 70 тысяч рублей собственникам жилья в доме №8 по улица Мира. Так же до сих пор не исполнено, решение о взыскании 130 тысяч рублей с ООО «Управляющая компания №9», осуществлявшей свою деятельность в доме №2 по улице Зелинской, а сама компания признана банкротом летом 2015-го.
Во всех случаях собственники, вернее добросовестные управляющие компании, представлявшие их интересы, были включены в состав кредиторов третьей очереди и вряд ли когда-нибудь увидят эти деньги.

Широкое распространение получила практика, когда некие граждане регистрировали управляющую компанию «А», набирали дома в управление и принимались собирать платежи с граждан. Через некоторое время выяснялось, что деньги уходили неизвестно куда, компания банкротилась, а предприимчивые граждане регистрировали компанию «А+» и цикл повторялся снова. Собственники и коммунальные предприятия судились с компанией «A» в арбитраже, тот вставал на их сторону, но что взять с банкрота? А тем временем к банкротству подходила уже ООО «A+», а к регистрации готовилась управляющая компания «А++». Все примитивно и даже авторы финансовых пирамид 90-х были изобретательней.

Данная тема была поднята мной на встрече с губернатором Новгородской области Сергеем Митиным в декабре этого года. По его словам, ему известны случаи, когда отдельные, так сказать, предприниматели умудрялись проворачивать данную простенькую схему до четырех раз. Далее их имена становились всем слишком хорошо известны. А вот что делать и как с этим бороться - не очень понятно. Митин кивает на принятый в 2014-м году 255-ФЗ, вводящий процедуру обязательного лицензирования для управляющих организаций.

Спору нет, после принятия этого федерального закона способов для махинаций действительно стало меньше, а лицензию не могут получить граждане с непогашенной судимостью, однако, закон обратной силы не имеет и многие из старых любителей таких схем продолжают работать на рынке услуг «ЖКХ».

В ноябре 2010-го года собственники квартир дома №6/13 по улице Людогоща в Великом Новгороде, недовольные качеством работы предыдущей УК перешли под управление ООО «Строительная фирма «Новгородгражданстрой». Через год собственники решили отказаться от услуг и этой компании, однако ООО отказалась передавать преемнику деньги собранные на капремонт - свыше 360 тысяч рублей (в т.ч. 172 тысяч рублей честно перечисленных «Новгородгражданстрою»  предыдущей управляющей компанией). Арбитражный суд в 2013-м году встал на сторону собственников и счел действия компании неосновательным обогащением, однако и до сих пор деньги не возвращены.

При этом директор и единственный  учредитель «Новгородгражданстроя» Сергей Ильич Симоненко по-прежнему руководит несколькими компаниями, пробует свои силы в политике (безуспешно пытался избраться в областную думу в 2011-м году и в городскую в 2012) и в целом на жизнь не жалуется. В 2015-м году он успешно прошел процедуру лицензирования, хотя под его управлением осталось всего пару домов - все остальные разбежались и многим он остался, что-то должен.

255-ФЗ на текущий момент создает заслон только для тех мошенников, чья преступная деятельность доказана в суде. И то только пока их судимость не погашена или не снята. В то же время, тот факт, что человек уже занимались подобным бизнесом и вроде как обанкротился, с точки зрения закона, никак не мешает попробовать свои силы вновь и само по себе не является условием для дисквалификации. Решения арбитражного суда в адрес того или иного юридического лица де-факто не несут никаких серьезных последствий для учредителя компании.

К тому же, для того чтобы получить лицензию, достаточно сдать тест на знание сферы ЖКХ, который состоит из двухсот вопросов. В то же время, никто не проверяет способна ли организация в принципе выполнить свои обязательности перед клиентами, - какой технической базой она располагает и есть ли у нее квалифицированный персонал для обслуживания дома (мастера, сантехники, специалисты по техники безопасности и так далее). То есть даже откровенным мошенникам ничто особо не мешает найти зиц-председателя, чья функция закончится на том, чтобы выучить ответы на тест и успешно его сдать. После чего снова начнет работать описанная выше схема.

Выход очевиден - ужесточение, как процедуры лицензирования, так и уголовной и административной ответственности за подобные фокусы. Необходимо проверять не только теоретическую квалификацию директоров управляющих компаний, но и оценивать всю компанию сразу, в первую очередь смотреть на техническую базу организации и опыт ее сотрудников. На текущий момент у добросовестных управляющих компаний даже нет серьезного стимула судиться со своим корыстолюбивыми «коллегами». Судебные издержки банально не покрываются и даже морального удовлетворения не получишь - «конкуренты» обанкротив предыдущую фирму, продолжат работать под новой вывеской.

В любом случае, все, что можно сделать на текущий момент - удалить с рынка недобросовестные компании. Как усилением государственного надзора, так и при помощи саморегуляции самих управляющих организаций. А вот как вернуть деньги собственникам - вопрос - хороший и по-прежнему открытый.
Previous post
Up