За последнюю пару летних путешествий я явно осознал недостаток образования и опыта в хождении по сложному рельефу. В двойке на Алтае, которой я руководил, техника была самым слабым звеном. Особенно яростно внутренний измеритель страха сжимался на паре ледников средней крутизны, где было непонятно, бросать ли уже перила или нет. А год назад вдвоем с Таней мы гуляли по Альпам вне троп. Там "жим-жим" был уже на скалах, причем сильнее, чем на Алтае. Особенно запомнились спуск по 5-метровому камину с выбрасыванием рюкзаков и сброс нескольких сотен метров по оборудованной тропе "для бабушек", выдолбленной в практически вертикальной стенке. По итогам этих мероприятий я сделал три вывода. а) Нужно всегда ВНИМАТЕЛЬНО изучать маршрут. б) Если часть маршрута неизвестна, то группа должна быть готова к техническим сложностям как минимум на ступень выше, чем максимум по известной части. Т.е., если есть хоть какой-то элемент первопрохождения (пусть и субъективный), то нужно всегда иметь с собой веревку, систему, (ледобуры) и уметь лазать. И, наконец, в) я очень боюсь высоты.
Такие мысли подтолкнули меня к идее о том, что неплохо было бы съездить в альплагерь. В результате допроса знакомых, я утвердил этот вариант и взял билеты до а/л Безенги.
О Безенги.
Во многих книжках Безенги (единственное число, не склоняется) описывается как один из самых суровых районов Кавказа, предоставляющий богатейшие условия для альпинистов различной квалификации. Со вторым утверждением сложно не согласиться - альплагерь расположен на стыке двух ущелий, одно из которых упирается в Главный Кавказский Хребет, а другое в не менее сложный и интересный Северный Массив. Правда, новичков на этих горах ничего хорошего не ждет, но и на них тоже гор хватает. Что касается суровости, то, начиная с 1994 года, район начал стремительно теплеть, что привело к заметному стаиванию ледников и повышению опасности кампепадов и ледовых обвалов. В итоге, пока я был в альплагере, практически все дни были солнечными и очень редко заканчивались дождями, что очень необычно для Безенги.
По личным ощущениям, район чрезвычайно красивый, и не только за счет Безенгийской стены и Северного Массива. Вечерние туманы, которых я практически не видел за Уралом, приятно разнообразят даже самый стандартный пейзаж, придавая ему некой таинственности. Вобщем, мое мнение о Кавказе, как о скучном регионе, было аннулированно.
Сам альплагерь тоже оставил по большей части только приятные ощущения. Не секрет, что с развалом старой системы, наш альпинизм переживает не лучшие времена. Стоя одной ногой в советском прошлом, другой ногой прощупывая рыночные отношения, люди, как говорится, сейчас болтаются где-то посередине. Как результат, сотрудники альплагеря попытались выработать свою систему отношений с участниками, желая собрать лучшее от двух систем. Начальство альплагеря отметает утверждение "клиент всегда прав", наделяя инструкторов абсолютными полномочиями в рамках группы. В свою очередь, это компенсируется качественным отбором инструкторов, которые должны разумно пользоваться предоставленными возможностями. Мне показалось, что эта схема пока работает хорошо. Практически все инструкторы, которых я видел, были не только профессионалами высочайшего класса, но и просто приятными людьми. Что касается формальных признаков профессионализма, то нашим инструктором была дважды чемпион Украины по скалолазанию, а третьеразрядников водил "Снежный Барс". От силы пара отделений осталась недовольна своим инструктором. Приятно было общаться и с другими сотрудниками лагеря. Запомнилась простота и доступность людей из хозяйственной части, а также чудеснейший доктор, с которой пришлось пообщаться практически всей нашей группе.
Хороша и инфраструктура лагеря. Есть практически все, что может понадобится альпинисту: жилье разной степени доступности и комфорта, вкусное питание, магазин еды и снаряжения, душ, постирочная, прокат снаряжения. Мне, честно говоря, сложно представить, что ещё нужно. Пожалуй, только обеспечить функционирование GPRS, т.к. местная сота почему-то этого не делает, а лагерный WiFi пока ещё безумно дорог и нестабилен. И, да, каркасная палатка, в которой мы жили, протекала во время дождя. Однако, вроде бы замена палаткок идет полным ходом, да и это отпугивало других жителей, благодаря чему в течение всей смены мы пользовались двумя свободными кроватями.
Альпинизм vs. горный туризм.
- Техническая работа в альпинизме классом выше.
Это отмечает каждый турист, вернувшийся из альплагеря. Работа на третий разряд, судя по всему, сложнее перевалов 2Б (это максимум из того, что я видел). Например, на одной только "открывашке" 1Б мы вешали четыре веревки перил на льду и одну на скалах. Создается ощущение, что, то что на в туризме называется препятствием, в альпинизме называется подходами. Хотя, подозреваю, что на перевалах третьей категории это ощущение должно развеятся.
- Образование в альплагере в среднем лучше, но за счет работы на маршруте.
Бытует мнение, что подготовка в альпинизме на голову выше, чем в горном туризме. Не могу полностью с этим согласиться - цикл лекций и практических занятий в ГС МФТИ, по-моему, дает очень хорошее представление о том, что надо делать в горах. Тем не менее, у туризма в нашем исполнении есть две проблемы, которые невозможно устранить. а) Средний опыт руководителя простых походов в ГС МФТИ очень не высок. Ребята выучиваются и уезжают из alma mater, не успевая передать опыт следующему поколению походников. Да и занятость многим уже не позволяет проводить лето в горах. В свою очередь, инструктора в альплагере, как правило, это зрелые люди, посвятившие горам всю свою жизнь, и им есть гораздо больше чего рассказать, нежели старшекурсникам. б) Практические занятия у туристов вначале оказываются практически бесполезными. В альпинизме, все что выучено в базовом лагере, применяется на учебных восхождениях буквально через неделю. В туризме же, какая-то работа с верёвкой начинается только в тройках, да и то в небольших объемах. А лазание применяется еще реже.
- Рюкзаки в альпинизме легче.
Это факт. Однако, говорят, что на пятерках рюкзак альпиниста стремится к 20 кг, что уже как-то напоминает туристические нормы.
- Быт альпиниста проще и приятнее.
Душ, стиралка, просторные сухие комнаты с кроватями делают жизнь альпиниста очень комфортной и похожей на жизнь в отеле. А вкусное и разнообразное питание (со свежими овощами!) ускоряют восстановление после тяжелой работы.
- Нагрузки в туризме более равномерные.
В горном походе дни не сильно отличаются друг от друга. Конечно, иногда нужно совершить бросок на 20 км, а иногда пройти связку перевалов - но при правильной организации ежедневные нагрузки получаются примерно одинаковыми. В альпинизме же все наоборот. Выходы на гору - это подъём в три утра, и, как минимум, 8-10 часов работы, тяжелой как физически, так и психологически. После спуска с первых таких маршрутов хотелось просто сесть и отключится. Справедливости ради, отмечу, что отдых проходит с такой же самоотдачей. Значительную часть дня между восхождениями ты либо ешь, либо спишь, и остаток времени тратишь на подготовку к следующему выходу.
- Альпинизм - социальный спорт.
В удачных походах, особенно зимой, можно не встретить ни единого человека за весь маршрут. На несколько недель круг общения сжимается до размера десятка человек, со всеми вытекающими последствиями, хорошими и плохими. С одной стороны, это отличный способ отдохнуть от цивилизации, а заодно и обрести верных друзей на всю жизнь. С другой стороны, в таких группах есть вероятность конфликтов, по крайней мере, если некоторые из участников увидели друг друга в первый раз только при запаковке продуктов, а то и в поезде. В альпинизме же изоляции от цивилизации не происходит никогда. На ночевках в Безенгах, как правило, всегда можно встретить другую группу, а базовый лагерь вообще выглядит как маленький поселок. Отдельно стоит отметить Бар. Это место, где происходит половина социальной жизни лагеря. Здесь пьют грушевый лимонад, знакомятся, делятся воспоминаниями, хвастаются, договариваются о выходах. В общем, очень похоже на таверны из дешёвого фэнтези.
- Субъективные ощущения.
При всем что сказано, может быть, главное различие между туризмом и альпинизмом лежит в области личных ощущений. Больше всего в альплагере меня напрягала некая бессмысленность происходящего. Зачем вставать тогда, когда ты обычно ложишься спать, корячится и местами немного рисковать, если на этой вершине каждый день бывает несколько десятков человек? Конечно, ты только учишься и следующие вершины будут не такими популярными, конечно, в туризме тоже не одни первопроходы, но от этого ощущения я так и не избавился. От походов у меня остались более яркие впечатления, хотя они были отнюдь не самыми сложными. Возможно, это из-за того, что в походе все время видишь новые места и очень редко возвращаешься обратно. Возможно, это благодаря тому, что в походе чувствуешь себя свободнее.
Такие вот мысли. Что дальше делать в этом плане - ещё не решил для себя. Точно хотелось бы ещё раз позаниматься альпинизмом, но скорее у частного инструктора. Но для этого нужно походить на скалодром, на что сейчас абсолютно нету времени.
А в ближайший зимний сезон хотелось бы сходить что-нибудь лыжное. Посмотрим.