Внезапно в начале нового года я посмотрела фильм "Мех" (реж. Стивен Шейнберг). Долго думала и решила написать о нем, вдруг кто-нибудь захочет посмотреть. А те, кто видел (фильм-то 2006 года), захотят поделиться впечатлениями. Есть такие?
Признаться, до того, как я услышала об этом фильме, я знать не знала о женщине, о жизни которой он снят. О Диане Арбус - всемирно известном фотографе. Каталог ее работ, как я вычитала в "Википедии" :), является одним из самых раскупаемых в истории фотографии.
"Мех" - это не биография, это просто фантазия. В декорациях, приближенных к жизни реальной Арбус. Диана выросла в богатой семье, ее отец владел крупным магазином меха. В общем, росла она без интереса к себе со стороны родителей, с нянями, получила хорошее образование и вырастила в себе желание во что бы то ни стало противостоять семье. Вышла замуж "не за того парня", он был фотографом, она ему помогала, родила двух дочерей, а потом, в 35 лет, круто изменила свою жизнь. Начала фотографировать. Ушла из семьи, но нашла себя, так сказать.
Фильм как раз об этом. Правда, Диана в нем предстает не бунтаркой, а просто человеком со странностями, который эти странности в себе всю жизнь подавлял, подчиняясь интересам мужа и семьи, а потом, в один прекрасный день, выпустил наружу.
Этажом выше в доме Дианы поселяется человек, который бывает на улице только по ночам и только в маске. (так себе сценарный ход, на мой взгляд, как в бульварных романах). Однажды она обнаруживает, что канализационные трубы в ее ванной забиты...волосами, и отправляется к новому соседу узнать, в чем дело. Так Арбус знакомится с Лайонеллом - человеком, страдающим очень редкой болезнью, которая мешает ему жить обычной жизнью и даже просто общаться с людьми.
Все, дальше без спойлеров, скажу только, что Лайонелл "выпустил джинна из бутылки" - Диана перестала прятать свои интерес и даже свою страсть к странным и необычным людям. Людям, многих из которых тогда называли просто уродами. Надо учесть, что события происходили начале 60-х годов прошлого века. Тогда фотографии реальной Арбус были просто революционными. Никакого гламура, никакой постановочности - только жизнь. Проститутки, больные дети, карлики, трансвеститы - герои ее фотографий. И герои и фотографии впечатляют. В них особая эстетика, созданная Арбус. То, как она видела кадр и человека в нем, изменило, без преувеличения, мировую фотографию. Некоторые работы можно посмотреть, например,
http://www.creativestudio.ru/articles/diane_arbus.
Диана видит в героях своих фотографий не просто людей (что уже немало для того времени), а красивых людей. И это настолько ее увлекает, что оказывается сильнее всего остального. Но это - в жизни. В фильме тоже, но фильм-то еще и про любовь. :)
Мне кажется, Николь Кидман вообще сыграла не Арбус (да, события в фильме практически не имеют отношения к реальности, но женщина-то существовала на самом деле). И в нем нет особого психологизма (со стороны героини), ни тебе рефлексии, ни метаний. :). Ну, она страдала, конечно, от отсутствия самореализации (поплакала и взялась за фотоаппарат), но потом Лайонелл просто открыл перед ней дверь, в которую она вошла и пошла дальше и дальше...А он ее поддержал.
Концовка излишне мелодраматична. Мне неожиданно понравился Роберт Дауни-младший в роли Лайонелла, ему действительно приходилось играть только глазами и интонациями (но это мы не оценим из-за озвучки, к сожалению).
Кидман верна себе. Она хорошая актриса, но ничем в этой роли меня не удивила.
Интересно, что фильм "Мех", который, в общем-то, ничем не хуже огромного количества американских фильмов, в США сразу вышел в ограниченный прокат. И с треском в нем провалился (при бюджете в 12 млн долларов он собрал чуть больше двухсот тысяч). В мире, кстати, он собрал в 10 (!) раз больше. В России "Мех" в прокате не был.
В общем, приведу три причины, по которым стоит посмотреть этот фильм:
- чтобы после заинтересоваться реальной историей и творчеством одного из великих фотографов 20 века.
- чтобы посмотреть на Дауни-младшего в необычных и сложных для актера условиях.
- чтобы просто полюбоваться Николь Кидман. :)
Мне кажется, жизнь Дианы Арбус просто просится на экран. Правда, к другому режиссеру и сценаристам. :)