Несколько лет назад в дождливом осеннем Будапеште я так и не решилась на органный концерт в соборе святого Стефана и базилике святого Иштвана - лишь потому, что в программе были заявлены Реквием и Лакримоза. А вот копенгагенский августовский Бах совсем безобидный.
После концерта органной музыки в Хольменс Кирке, что на противоположном берегу канала от биржи Бøрсен, Марина, профессиональный музыкант-органист, на моё жалкое подобие резюме произошедшему выдала:
"Музыка - это математика звуков. Не смотря на то, что у композиторов барокко сплошные "кружева" в оформлении музыкальной темы. Этим Бах Й.С. отличается от Кребса или Букстехуде.
(это не трубы, а раздвижное ограждение)
Каждая труба имеет свою длину. Принципиал в 8 футов короче, чем принципиал 16 и длиннее, чем 4 флейта. Всё строение органных труб строго подчинено этому принципу.
Последняя Фуга Ля минор тебe понравилась своей энергией и напором ещё и потому, что там звучало много труб вместе, что создавало эффект большого оркестра. А пассажи восходящие ногами были выше всяких похвал, хотя неискушенное ухо и не воспринимает это как работу ног."
Я так её заслушалась, что, кажется, открыла рот.
Собственно, ради этого и пост - что смогли вспомнить из монолога.
Садиться надо не под самым органом, а вдалеке - так звук лучше. Я инстинктивно выбрала это место, а Марина сказала, что тоже всегда здесь сидит. Внимательные (из зала, на фото не видно) разглядят органиста за клавиатурой(?). Над ним установлено зеркальце так, что играющего видно прихожанам. Во время игры ему помогает регистрировать орган целая группа ассистентов: они вытаскивают нужные регистры. Когда орган настраивают, это значит настраивают сами трубы. Но этих ассистентов мы не видим и даже про них не все знали, наверняка.
Аплодируют только один раз - по окончании концерта.
После аплодисментов мы пошли за розе - приятный бонус к органной музыке.
Так можно каждую среду c 12.00-12.50, пока не сопьё надоест.