Originally published at
Блог в помощь. Please leave any
comments there.
Скоро выйдет очередной журнал BTL-magazine, в котором будет несколько статей про социальные сети и блоги. Я тоже вставил свои 5 копеек.
1. Чем для Вас привлекательна среда социальных сетей? Что дает Вам лично?
У социальных сетей несколько основных функций - знакомства, рекомендации и поддержание «слабых связей». Я их все активно использую. Мне это дает возможность познакомиться с людьми, найти которых в реальной жизни было бы сложно или менее удобно. Сети, в которых существуют профили пользователей, где они указывают свои интересы, книги и сайты, которым им нравятся, делятся ссылками и настроением - это возможность найти единомышленников, обсудить с ними волнующие тебя вопросы.
Ремомендации - это пока слабо формализуемый/автоматизированный, но очень мощный механизм облегчения поиска нужной информации, вещи, услуги для потребителей. Мнению знакомого человека (например, участника того же сообщества, в котором состоишь и ты)
склонны доверять больше, чем рекламе.
В моем первом круге (
www.moikrug.ru) у меня собраны 199 людей, с которыми я знаком, и они сами поддерживают свои контактные данные в актуальном состоянии. Так что я при необходимости могу быстро их найти.
2. Какие вы наблюдаете изменения в блогосфере? Как меняется портрет пользователя?
Блогосфера растет, и быстрее, чем Интернет в целом. Ведут блоги в основном молодые люди (по данным поиска по блогам Яндекса, средний возраст 21-22 года). Но читают дневники все. Точные данные по соц-дем. характеристикам и affinity index для основных блог-хостингов можно получить у TNS Gallup - с августа 2007 года к ЖЖ, Liveinternet, Яндексу и Mail присоединился и Рамблер.
Количество личных дневников постепенно стабилизируется. В целом растет число тематических блогов, посвященных какой-то одной теме.
Автономных блогов также становится все больше: если в апреле этого года их было 9000, то в сентябре 2007 стало 35000. Начинается процесс сознания бизнесом привлекательности блогосферы, что должно подтолкнуть компании к созданию своих корпоративных блогов.
3. Каковы тенденции развития социальных сетей? Какие интересные процессы происходят в них сейчас?
Социальные сети развиваются самими пользователями. И только вопрос времени, когда они осознают, что представляют собой создателей, а не только пользователей кем-то придуманной инфраструктуры. В этот момент социальным сетям придется либо делиться с пользователями (например, участием в заработках), либо терять их, ведь найти аналогичные социальные сети - не проблема. Тем более, что конкуренция давно вышла за границы государств, и каждый вправе выбирать российскую или зарубежную сеть.
Организаторы социальных сетей понимают, что у них в руках ценный ресурс, но вместо «пряника» пока предпочитают кнут: удерживая пользователей обязательной регистрацией и потерей контактов при переходе на другой сайт. В результате пользователи вынуждены регистрироваться и заполнять анкеты на каждом новом ресурсе, в каждой новой социальной сети. Думаю, что в будущем у пользователя появится возможность экспортировать свои данные, или иметь мета-профиль. Этот процесс уже идет - есть возможность настроить трансляции своих данных на другие блог-хостинги или почтовые ящики, авторизоваться на сторонних сайтах по open id…
Кроме этого, очевидно растет наглядность отношений, визуализация во всех ее формах. Добавление фотографий, видео к своим текстам становится нормой и расширяет возможности общения.
Отношения из Интернета переходят в реальную жизнь и обратно, их уже сложно разделить. Считаю, что социальные сети без обратной связи с реальностью, выходом «на улицы города» не будут расти быстро.
4. Как возможности социальных сетей можно использовать в сфере маркетинга? Можете ли Вы привести примеры (успешные и не очень) продвижения товаров, услуг и т.д. в социальных сетях?
Возможностей очень много. Но они зависят от целей бизнеса и целевой аудитории. В целом можно выделить 3 уровня вовлеченности бизнеса в социальные сети:
А). Компания занимается наблюдением за тем, что происходит. И что про нее говорят в социальных сетях. Важно понимать, что говорить будут все равно, и нужно
мониторить этот процесс. И иметь план на случай, если вы захотите превратиться из наблюдателя в непосредственного участника общения.
Б). Взаимодействие. Участники соцсетей имеют влияние на членов своего сообщества, на своих читателей, и у компаний может возникнуть желание получить это влияние через них, как через СМИ. Нужно учитывать, что эти
отношения отличаются от традиционного PR. Сила социальных сетей в способности к самоорганизации, и положительное отношение или негатив по отношению к торговой марке может очень быстро распространиться по сети. Первое и самое главное - уважать каждого и понимать, что интересно ему и его читателям и как донести эту информацию.
В). Свой блог /
сообщество. Это самое времяемкое и затратное дело. К тому же, его нельзя начать и бросить - создание отношений с потребителями требуют внимания и ласки. Ну и после появления своего сообщества или блога невозможно не заниматься его продвижением. И тут SMM (social media marketing) начинает играть еще более важную роль.
5. Как Вы считаете, есть ли будущее у взаимодействия web 2.0 и маркетинга? Каким оно будет?
Да, конечно. Иначе я не писал бы книгу про это :) Будущее зависит от того, сможет ли бизнес стать более открытым, снять информационную ассиметрию, присущую отношениям с потребителями сейчас, когда преобладает вещательный, односторонний маркетинг. Люди, которые сами создают новые медиа (UGM - user generated media),
открыты к общению. Но к общению только с теми, кто относится к ним с уважением, готов инвестировать время и деньги в долгосрочные и доверительные отношения с каждым участником социальной среды.
6. Как вы считаете, каковы перспективы развития социальных сетей?
Сейчас прослеживаются 4 основные тенденции: простота и доступность, визуализация связей и процессов, социальные игры внутри сети и обратная связь с реальным миром. Эти компоненты позволяют делать успешные интернет-проекты на данный момент.
Скорее всего, останется 3-4 основных сети, остальные социальные сети будут дробиться по интересам, и пытаться монетизироваться через контекстную и поведенческую рекламу. Дробление сетей невыгодно рекламодателям (снижается охват), а реклама в личном пространстве пользователей будет восприниматься ими в штыки. Поэтому на мой взгляд, оптимальным решением этой ситуации станет участие пользователей в доходах - как со-авторов сети. В частности, перспективно создание силами пользователей рекомендательных систем, за участие и уровень влияния в которых они смогут получать деньги.