"А это что такое?"
Пару месяцев назад Валя и все другие дети чьи родители подписали согласие брали экзамен на поступление в ускоренную математику на будущий год - я про это написала уже кучу постов так как на это математику у нас потом завязана вся школьная программа, и в этот класс было важно поступить. Когда Валя получила ттт проходной балл, я спросила, кто будет в ее классе. "Все мои друзья", ответил ребенок.
Другими словами, дети с академическими интересами само-селектировались и уже давно вместе играли на переменках и если ланч за одним столом. "Как ты их выбрала?", озадачилась я. Услышала слова типа, "серьезный человек, хорошее поведение" итд. Понятно, что ничего не понятно.
Позавчера на пляже я получила демонстрацию социальной само-селекцици в действии. Я люблю плавать и безумно скучаю по Лонг Айленду, где можно было плавать в 5 минутах от дома в прекрасном заливе или в еще более прекрасном океане на южном побережье если проехать 30 мин. В воскресенье было жарко, и мы с Валей отправились за полтора часа исследовать южное побережье Chesapeake Bay в тихом деревенском Charles County, оставив бедного мужа дома с тарелкой щей и кружкой чая лечить простуду. В отличие от нас, он плавать и копать песок не любит, а вот тишина и покой дома ему бы не помешали.
Приехав, мы обнаружили, что в этом году Chesapeake Bay похож на дурнопахнущую коричневую лужу, покупались там долга ради и решили купить членство в местную ассоциацию бассейнов в нашем городе, что и сделали вчера. Я достала учебник (мне через неделю сдавать профессиональный экзамен), а Валя принялась РЫТЬ. Мой ребенок очень любит что-то копать и строить, особенно в песке. На пляже вокруг нас был приятный рабочий люд, народ общался матом без агрессии а скорее по привычке, у всех было много детей, дети бесились в воде, недалеко на лужайке жарились гамбургеры и сосиски.
Валя продолжала рыть дамбу и стоить за ней бассейн. Постепенно бассейн достиг размера 9летнего ребенка, наверное метр на два и глубиной сантиметров 30. К дамбе подходили дети ее возраста и спрашивали, "Че ты тут делаешь ваще?" Валя улыбалась и говорила, я строю дамбу. Дети пожимали плечами и уходили, на их лицах было написано, "Во дура". Однако постепенно социальная динамика изменилась. Из общей массы появились тихие серьезные дети Валиного возраста которые спросили, "А что надо делать дальше?" или "А зачем эта стенка"? Валя улыбалась и говорила, "Тут надо собрать и утолщить стенку" или "Если мы сделаем этот желобок более наклонным, по нему из залива пойдет вода с большой волной".
Мы пришли на пляж в 2 часа. К пяти в ее бассейне сидело еще двое детей, и еще двое помогали снаружи, разнясь с возрасте от 4 до наверное 10 лет. Все сосредоточенно РЫЛИ, общаясь короткими дружелюбными фразами типа "передай ведро пожалуйста". Валя была единственным белым ребенком на всем пляже, мне кажется, и судя по всем признакам единственным ребенком из образованной семьи. Это не имело никакого значения. Потом все вместе пошли плавать. К концу дня, они все знали, что ее зовут "Val", но она к сожалению не запомнила ничьи имена так как у нее в голове нет хорошей запоминалки на такие вещи. Для меня как для человека на фундаментальном уровене асоциального вся эта динамика была одновременно интересной и совершенно чужой, я так не умею - это все умения моей дочери которые она явно взяла не от меня.
У меня возникло серьезное подозрение, что если бы мы скажем остались на этом пляже жить со всеми другими его обитателями, то это группка детей которые РЫЛИ стали бы дрьзьями, и что они бы все хорошо учились и достигли потом Американской Мечты. Валя бы научила их плавать (как большинство детей из рабочих семей в США, они не умели плавать), они бы научили ее танцевать рэп и стоять за себя лучше. Что-то подобное происходит у меня на работе, когда бабушка припирает меня к стенке и благодарит, что я относилась к ее дочери с уважением. Должно быть они видят это не каждый день, когда у мамы ВИЧ+, четвертый ребенок, отцы не принимают участия, а у мамы героиновая зависимость. Но для меня она мать и роженица, как же иначе?
В Мае в НЙ Таймс была серия статей о том, насколько сегрегированы наши школы - как по расовому составу, так и по классовому. Наша школа является маленьким оазисом расовой diversity, и так как в нашем районе есть субсидированные квартиры, то даже классовый состав разнится. Я читала и статьи, и комментарии - мне интересен жизненный опыт людей, увидеть мир их глазами:
http://www.nytimes.com/2012/05/20/opinion/sunday/integration-worked-why-have-we-rejected-it.html?_r=1&adxnnl=1&ref=opinion&adxnnlx=1337554861-65FSDtyCdMEDTPnox+MaUw http://www.nytimes.com/2012/05/13/education/at-explore-charter-school-a-portrait-of-segregated-education.html?pagewanted=all Если Вам интересна эта тематика, то в НЙ Таймс наверное еще 3-4 статьи по школам и социальном/расовым вопросам в мае, везде много комментариев.
Мы все это видели снова и снова в ЖЖ - естественно никто из образованной семьи не пошлет сознательно своего ребенка в failing school по целому ряду причин, люди делают все возможное для образования своих детей, и они имеют для этого хоршие причины. Нашумевшая книга Чарльза Мюррей Coming Apart (которую я пока не читала, но она на моем листе) говорит об увеличении классового расслоения американского общества, о том, что люди живут в одной стране, но все более и более в разных мирах с разными нормами морали и поведения.
У меня на эти социальные вопросы нет никаких решений.
Но после вечера на пляже, возникла простая мысль. НАДО КОПАТЬ.