Отсутствие содержательных дискуссий сказывается на качестве жизни, в частности - на качестве образования.
PISA (Programme for International Student Assessment), в котором наши школьники (подростки 15 лет) из раза в раз демонстрируют весьма посредственные успехи на фоне своих зарубежных ровесников. Причем отставание наблюдается по всем трём направлениям, по которым предлагаются задания: по математике, естественным наукам и анализу текстов.
Так, в 2003 году мы заняли 25 - 30-е места среди 40 стран, в 2006-м оказались в четвёртом десятке среди 57. Средний балл по естественнонаучной грамотности у российских подростков составляет 479 из 1000 возможных. Это намного ниже, чем в странах, вошедших в десятку лидеров. Например, у Финляндии эта оценка составляет 563, у Эстонии - 531, у Южной Кореи - 522. Похожая картина с математической грамотностью, а по уровню понимания текста наши показатели (476 баллов) сравнимы с Турцией и с Чили.
Неудовлетворительные результаты тестов PISA продемонстрировали и школьники других, вполне «развитых» стран. В большинстве из них эти провалы явились поводом для реформирования системы образования, той самой модернизации, к которой уже давно призывают оба наших Президента.
Какие результаты таких дискуссий в других странах? В обсуждение этого вопроса вовлечены все слои общества - от министров и депутатов до домашних хозяек. Перед образованием ставятся новые цели. Создаются новые программы, учебники. И практические последствия таких дискуссий не заставляют себя долго ждать:
Германия в 2000 году показала очень посредственные результаты, которые были восприняты обществом едва ли не как угроза национальной безопасности страны. Были приняты экстренные меры, которые принесли свои плоды. Если в 2000 году средний балл немецких школьников составлял 484, то в 2003-м - он вырос до 503, а в 2006-м - до 516. В Венгрии регулярно проводятся мониторинги знаний учащихся по заданиям PISA. Аналогичная работа проводится в других странах.
Есть ли толк об этом говорить? Есть - при одном условии. Если общество имеет эффективные механизмы саморазвития (читай:
если не девальвирована стратегическая инстанция). Восстановить такие механизмы - означает фактически - поменять страну.