Для меня очевидно, что наиболее интересной областью методологических размышлений сейчас является «логика» изменения общественных структур и, разумеется, способы и методы осмысленной организации изменения общественных единиц и соответствующего общественного порядка. Чтобы «увидеть» эту «логику» и определить возможность осмысленного участия в процессах изменений, необходимо зафиксировать новое в общественной ситуации и построить соответствующий мыслительный аппарат для формирования организации общественного действия.
С моей точки зрения основными точками, в которых проявляется новая организация жизни, являются:
1. Быстрое развитие инфраструктур и превращение их в глобальные сети. Это создает новую организацию мирового и регионального хозяйства: общие для всех сети с однообразными стандартами подключения и использования, - и множество региональных «миров-экономик» с ярко выраженным социальными, культурными и хозяйственными особенностями.
2. Создается новая социальная организация - не классовая и не стратовая. Новая социальная организация связана с формированием групп, ядром которых становится принадлежность к тому или иному типу технологических или институциональных организаций. Будущее - за социальными организмами, сращенными с той или иной технологией. Корпорации газовиков, компьютерщиков или региональных чиновников начинают формировать свои типы людей, особые социальные отношения и способы жизни.
3. Центры власти и влияния теряют свою жесткую привязанность к государственным образованиям и институтам. Они становятся «блуждающими». Власть начинает концентрироваться в местах, где появляется новая, более эффективная схема организации технологических, социальных и культурных институтов, дающая неожиданный инновационный эффект. До тех пор, пока эта схема организации не выработает свой ресурс, реальная власть принадлежит носителям схемы. Появляются группы людей, реализующие различные схемы - от смены политического устройства какого-либо общества до введения новой технологической организации какой-либо сферы. Причем это делается поверх существующих институтов и других форм организации государства и жизни людей.
4. Равноправие и самоорганизация культур становится фактом реальной жизни. Множество самостоятельных миров со своими культурными нормами начинают отделяться от государственной, этнической, территориальной и хозяйственной прикрепленности и жить поверх всего этого, самостоятельно, формируя собственные смыслы жизни и способы самоидентификации.
5. Основной точкой направленности усилий наиболее активной и образованной части людей становится изменение общественных отношений. Новые формы организации общества приносят несравнимый с другими инновациями эффект - как с точки зрения появления новых ресурсов, так и с точки зрения новых возможностей власти.
Смена интеллектуальных приоритетов
Общее изменение социокультурной ситуации несет в себе кардинальное изменение в сфере организации интеллектуальной деятельности.
Классическое соотношение науки, философии и инженерии в том виде, как это сложилось к началу XIX в., можно представить следующим образом: философия объемлет науку и научное знание, научные открытия использует инженерия, отдельно существует сфера управления общественной жизнью, в которую результаты научной и инженерной мысли попадают как готовые изделия. Сфера управления обществом (в том числе государственное управление, управление промышленностью и т.д.) имело свое философское обоснование, которое практически не соотносилось с философией науки. Этика, эстетика, философия жизни, философия истории или права и прочие направления оформлялись как самостоятельные линии размышления, и наука в явном виде не руководствовалась понятиями, например, этики или эстетики.
Методология организации общественных изменений
полная версия:
http://www.circleplus.ru/circle/kentavr/n/26/026PPV1/print
начало:
Социокультурная ситуация
Для меня очевидно, что наиболее интересной областью методологических размышлений сейчас является «логика» изменения общественных структур и, разумеется, способы и методы осмысленной организации изменения общественных единиц и соответствующего общественного порядка. Чтобы «увидеть» эту «логику» и определить возможность осмысленного участия в процессах изменений, необходимо зафиксировать новое в общественной ситуации и построить соответствующий мыслительный аппарат для формирования организации общественного действия.
С моей точки зрения основными точками, в которых проявляется новая организация жизни, являются:
1. Быстрое развитие инфраструктур и превращение их в глобальные сети. Это создает новую организацию мирового и регионального хозяйства: общие для всех сети с однообразными стандартами подключения и использования, - и множество региональных «миров-экономик» с ярко выраженным социальными, культурными и хозяйственными особенностями.
2. Создается новая социальная организация - не классовая и не стратовая. Новая социальная организация связана с формированием групп, ядром которых становится принадлежность к тому или иному типу технологических или институциональных организаций. Будущее - за социальными организмами, сращенными с той или иной технологией. Корпорации газовиков, компьютерщиков или региональных чиновников начинают формировать свои типы людей, особые социальные отношения и способы жизни.
3. Центры власти и влияния теряют свою жесткую привязанность к государственным образованиям и институтам. Они становятся «блуждающими». Власть начинает концентрироваться в местах, где появляется новая, более эффективная схема организации технологических, социальных и культурных институтов, дающая неожиданный инновационный эффект. До тех пор, пока эта схема организации не выработает свой ресурс, реальная власть принадлежит носителям схемы. Появляются группы людей, реализующие различные схемы - от смены политического устройства какого-либо общества до введения новой технологической организации какой-либо сферы. Причем это делается поверх существующих институтов и других форм организации государства и жизни людей.
4. Равноправие и самоорганизация культур становится фактом реальной жизни. Множество самостоятельных миров со своими культурными нормами начинают отделяться от государственной, этнической, территориальной и хозяйственной прикрепленности и жить поверх всего этого, самостоятельно, формируя собственные смыслы жизни и способы самоидентификации.
5. Основной точкой направленности усилий наиболее активной и образованной части людей становится изменение общественных отношений. Новые формы организации общества приносят несравнимый с другими инновациями эффект - как с точки зрения появления новых ресурсов, так и с точки зрения новых возможностей власти.
Смена интеллектуальных приоритетов
Общее изменение социокультурной ситуации несет в себе кардинальное изменение в сфере организации интеллектуальной деятельности.
Классическое соотношение науки, философии и инженерии в том виде, как это сложилось к началу XIX в., можно представить следующим образом: философия объемлет науку и научное знание, научные открытия использует инженерия, отдельно существует сфера управления общественной жизнью, в которую результаты научной и инженерной мысли попадают как готовые изделия. Сфера управления обществом (в том числе государственное управление, управление промышленностью и т.д.) имело свое философское обоснование, которое практически не соотносилось с философией науки. Этика, эстетика, философия жизни, философия истории или права и прочие направления оформлялись как самостоятельные линии размышления, и наука в явном виде не руководствовалась понятиями, например, этики или эстетики.
Дата публикации статьи: 17 декабря 2003, 00:00
Reply
Leave a comment