Aug 31, 2015 09:18
Накануне старта в новый учебный год мысли следующие. Можете считать это нашим Манифестом опережающего образования, поэтому перепост приветствуется:
1. Несмотря на очевидный управленческий кризис в острой фазе (а может даже - благодаря ему), образование стремительно изменяется. Многие из моих друзей прикладывают к этому процессу руку и душу. Процесс неотвратим. В мире не существует армии, которая бы смогла остановить развитие идеи, необходимость которой назрела!
2. Что значит меняется образование? В первую очередь меняются наши представления о нём. Мы всё реже понимаем школу как кирпичное здание, всё чаще - как содержательный процесс, обеспечивающий наше будущее. А процесс может проходить и вне "кирпичных стен", и сквозь них, используя их - по необходимости.
3. Традиционные организационные рамки школы (государство как заказчик и исполнитель - и, с другой стороны, потребители в лице родителей и учеников) сломались, идёт процесс порождения новой структуры и новых классов заказчиков на образование, а так же разработчиков и "исполнителей". Появляются такие крупные группы:
а) Родители, взявшие на себя ответственность за обучение собственных детей. Несмотря на яростное сопротивление образовательной власти, отмены финансирования семейного обучения (сегодня детей обучают родители, а деньги за это получают чиновники), семейное обучение набирает силу.
б) Бизнес. В кризис как никогда четко видно, что образование - ведущий источник развития бизнеса. Пока все делят жирный пирог - не до образования, "нас и здесь прекрасно кормят". Но сегодня можно предвидеть массовое появление корпоративных образовательных комплексов различного вида, от детского сада и школы - до вуза и системы курсов. Более выгодного вложения средств, чем в "человеческий капитал", конечно же не существует. Скоро бизнес начнёт осваивать эту сложную технику развития. Но для начала предприниматели должны отказаться от отжившего образа старой школы, в которую могут инвестировать только уж совсем сумасшедшие. Инвестирование в проект старой телеги - слишком большие риски. Мы можем предложить бизнесу новую модель развития.
в) Частные образовательные компании. Как грибы после дождя появляются предложения от частных разработчиков. Новые курсы, частные школы, платформы дистанционного образования появляются чуть ли не каждый день, рынок стремительно наполняется новыми предложениями.
г) Ученики. Самый перспективный кластер. Задача ближайших лет - научиться воспитывать учеников как заказчиков, соразработчиков и исполнителей собственного образования. Школы, научившиеся это делать, быстро станут самыми крутыми школами страны. Кто для начала осмелится передать ученикам, например, функцию составления учебного плана? Им же учиться, они должны понимать как устроено образование. Пока ученики остаются лишь в роли потребителя, у нас нет шансов воспитать "креативный класс".
д) ВУЗы, научные сообщества, Академия Наук - если есть кто живой!! Вы можете быстро стать заказчиками нового образования. Несмотря на все усилия Минобраза у вас всё ещё огромный интеллектуальный потенциал. Преподаватели старой школы, вы ещё помните каким должен быть уровень подготовки студентов и школьников.
е) Государство. Хочется верить, что государство тоже может стать заказчиком образования. Пока этого нет. Пока чиновники относятся к школе как к обременяющей "социалке", требующей финансирования. Новое образование может вообще не требовать финансирования, оно требует другого отношения и понимания. Оно требует предъявления собственных ценностей. Посмотрите в глаза 5-летнего ребёнка. Он получает образование, не требуя на это финансовых затрат. Но в 7 лет он попадает в жернова нашего образовательного проекта и практически прекращает развитие.
Сегодня с точки зрения государственной вся созданная дорогостоящая и неповоротливая егэ-машина старого не эффективного псевдо-образования может быть только затратной статьёй, обеспечивающей некую социальную стабильность. Всё верно. Эта телега способна решать только такую задачу - подержать детей 11 лет в камере хранения... Если появится желание вывести Россию в мировые лидеры к 2050 г, то на образование придётся посмотреть как на ведущий ресурс развития. Для этого необходимо пересмотреть цели, ценности, стратегию и содержание образования.
Все устали от реформ? Министр обещает нам год без изменений? Все устали от безумных реформ! Все устали от идиотизма егэ-обучения. А образование - это вечно развивающаяся сфера, здесь развитие и творчество - норма.
Итак, наша сверх-задача состоит в воспитании новых классов заказчиков настоящего образования - творческого, опережающего, целостного, дающего человеку и обществу неограниченный ресурс развития.
опережающее образование,
развитие,
школа,
образование