Краткий курс Единой России
О.ЖУРАВЛЁВА: По поводу истории есть и другой вопрос. «Путин, - пишет нам Свет77, - предлагает написать новый единый учебник по истории без внутренних противоречий и двойных толкований. Это сегодня возможно? И кому поручат писать?»
М.ВЕЛЛЕР: Во-первых, это, разумеется, возможно. Только, как справедливо уже отметил Минкин, история вообще полна свалками учебников, внутренне непротиворечивых, написанных по заказу султанов, эмиров, императоров, курфюрстов и так далее, и так далее. Учебник такой написатьможно, он будет называться «Краткий курс истории ВКП(б)» или «Марксизм и вопросы языкознания», или как-то еще, например, «Краткая история Великой Отечественной войны». Другое дело, что существует же старинное советско-российское армейское правило: «Не торопись исполнять приказ - его скоро отменят».
Я думаю, не надо обращать внимание на такие инициативы. Кому-то выделят грант, будет устроен тендер и будет назначен тот, кто его выиграет, ему дадут денег, он куда-нибудь уведет эти деньги, купит себе апартаменты в Майами, станет депутатом, потом сдаст мандат и все забудут про этот учебник. Вот в этот учебник должен войти...
О.ЖУРАВЛЁВА: Интересная концепция историческая. Продолжайте.
М.ВЕЛЛЕР: Конечно! Вот, представьте себе, глава «Великие стройки путинской эпохи», «Саммит АТЭС», «Мост на остров Русский», размеры, сроки, сколько было потрачено, сколько в сухом остатке, сколько было украдено, кто сел. Ну, кто на кресла, кто на задницу, по-моему, в тюрьму не сел никто. Теперь грядет Олимпиада. Как включать Олимпиаду в учебник истории? Что можно сказать о превращении 1-го миллиарда в 8? А, ведь, это только один частный пример. Причем, даже в изначальный миллиард была заложена прибыль.
О.ЖУРАВЛЁВА: Но это новейшая история. Это новейшая история. Нам говорят о малых детях, о тех, кто еще не заканчивает школу (это как раз время изучения более современной истории), а тех, кто изучает историю России с древнейших времен, о тех, кто изучает историю средних веков, о тех, кто изучает историю России XIX века, историю революции, Вторую мировую войну. С ними-то как быть? Надо им единую концепцию рисовать?
М.ВЕЛЛЕР: Вы знаете, это тихий ужас. Эта концепция не может быть однозначна, потому что как мы однозначно отнесемся к графу Платону Зубову, который в 22 года стал любовником 63-летней Екатерины, который был красавец и супермен, который лично нанес завершающий удар милосердия императору Павлу и сказал Александру «Ваше Величество, кончайте хныкать, ступайте царствовать», который, в возрасте 55 лет превратившись в дряхлую развалину, влюбился в девочку-бесприданницу, носил кучу рогов на голове и ревновал ее ко всем страшно... Как это вставить в историю? А смотришь на его портрет в Русском музее, красавец, супермен, завидуешь и хочется подражать.
Я боюсь, что не получится, потому что, ну, кто-то из спичрайтеров сгоряча написал этот текст Путину. Потому что как-то насчет Геродота, который отец истории, а Гераклит - ее, так сказать, философский вдохновитель. Противоречие есть! Источник исторического движения. Если ты уберешь противоречие, у тебя будет мертвый макет истории, который ничего не объяснит. На этой моей фразе проект можно бы закрывать, а деньги красть без всяких хлопот, которые, кажется, предстоят.
О.ЖУРАВЛЁВА: То есть вы считаете, что все это пустые хлопоты и все равно ничего не будет?
М.ВЕЛЛЕР: Которые кончатся пиковым интересом в казенном доме, безусловно.
Click to view