5. Практика
В 90-х гг на фоне в целом монолитной образовательной среды в нашей стране вдруг проявилось сразу несколько авторских образовательных проектов, существенно различающихся по содержанию. Сразу в нескольких коллективах был пересмотрен, казалось, незыблемый фундамент школьной программы - цели и содержание образования и был получен ряд версий новых типов образования.
Между этими проектами было нечто общее - выход из предметной плоскости обучения и обращение внимания на ключевые качества личности и способы работы со знаниями.
В цели обучения стали попадать такие непредметные умения, как (сохраняю авторские формулировки) как овладение учебной деятельностью, обучение мышлению, техники и способы понимания, способность к творчеству, развитие высших психических функций, способность к диалогу и другие.
Одной из площадок проектирования будущего выступила Народная Школа Сторожева (г.Сургут), выстроившая авторскую образовательную технологию. Все учащиеся НШС хорошо понимали, что школой руководит не директор, а Семинар. Процесс обучения становился осмысленным и стремительным. К 14 годам выпускники могли поступать в вузы, либо использовать высвободившееся время на освоение программ второго уровня.
В результате вдали от надзирающего ока Минобраза и параллельно общегосударственному деградационному тренду была сформирована локальная практика образования будущего - островки осмысленности, сформировавшие для нас первую минимальную практику управления будущим. По сути здесь был намечен путь к сверхчеловеку, к новой «породе» людей, владеющих собственным сознанием - не на уровне метафоры, а на уровне образовательной программы.
6. Что мы можем делать сегодня?
- Можем выстраивать гуманитарные проекты различных форматов, имеющие новое содержание образования. Участники этих проектов в той или иной степени становятся носителями образов будущего - то есть носителями образования. Это могут быть школы, детские лагеря, семейные клубы и иные формы внешкольного образования и т.д.
- Мы научились расправляться со стандартными школьными программами не за 11 лет, а гораздо быстрее. К примеру, вся школьная математика содержит всего 25 «тем» - крупных блоков. Если отводить неделю на один блок, то 25 недель - это около полугода организованной работы при значительном повышении качества (торопиться совсем не обязательно, но возможность такая имеется).
- Высокая скорость обучения для нас - не самоцель, а естественное следствие принципиальной перестройки как учебных программ, так и образовательной технологии. Мы научились выстраивать осмысленное образование, при котором «хозяином процесса» постепенно становится ученик, овладевающий способами самоорганизации.
- За счет выделения ключевых категорий и осознания метода мышления вечная задача интеграции школьных предметов приобрела новый смысл. Между такими дисциплинами как история и математика, труд и музыка, русский язык и география протянулись не просто межпредметные связи, но возникло общее смысловое синергетическое поле.
- Такое же поле обнаружилось между такими трудно сопрягающимися сферами как знание и вера, наука и чувственный опыт, интеллект и здоровье и т.п. Мы можем разворачивать на основе этих представлений целостные образовательные практики нового типа, позволяющие выращивать общество образования.
Общество образования - вот та модель, которая может выступить проектом, объединяющим обновлённую Россию.