Обращение к кандидату в Президенты РФ В.В. ПутинуПроблемы российского образования (здесь в сокращении; а полностью - по
ссылке)
Уважаемый Владимир Владимирович, Вы даете указания о модернизации образования страны, о повышении зарплаты педагогам, о подключении школ к всемирной сети интернет, о выделении квартир учителям, о поддержке молодых педагогов.
Мы, учителя России, ставим в известность, что чиновники от педагогики сегодня Вас вводят в заблуждение, говоря, что модернизация идёт полным ходом.
Содержание образовательных программ сегодня не соответствует способностям детей и требованиям итоговой аттестации, поэтому подготовка к ЕГЭ проводится за счёт дополнительных занятий. Обязательная новая форма экзамена (ГИА) в 9 классе преждевременна.
Не созданы условия для учителей 1 класса, работающих по новым стандартам.
Владимир Владимирович, мы, учителя России, хотим получить от Вас ответы на вопросы:
- когда нам будет не стыдно за наше образование?
- когда будут созданы условия во всех школах для получения качественного образования?
- когда исчезнет необходимость обсуждения на общероссийских форумах уровня зарплаты педагогов?
- когда молодые педагоги захотят работать в школе?
Оцениваю такие обращения как бесполезные по двум причинам:
1. Авторы ошибочно предполагают, что Владимир Путин не знает, что происходит в России и приписывают все беды чиновникам, разрушающим образование в тайне от своего непосредственного руководителя.
2. Пока не определены цели образования, пока мы не знаем для чего нам нужна школа - все разговоры сведутся к обсуждению величины зарплат и количества протекающих крыш. Решая второстепенные вопросы, мы не сможем добраться до главного.
Давно назрело обсуждение самой стратегии развития страны, когда сфера образования за счет управления развитием постепенно становится ведущим ресурсом общества и государства. Такой сценарий существует уже давно, как минимум более 20 лет, он подразумевает отказ от однородного учебного содержания, реализуемого по всей стране (по крайней мере это просто нереально), в пользу создания сети прорывных образовательных площадок, которые должны выступать центрами кристаллизации нового педагогического мышления.
Строго говоря, реформировать школу, созданную в своей организационной основе 350 лет назад, привлекая современные информационные технологии - это такая же глупость, как оборудовать телегу автоматической коробкой передач, а потом устроить дорогостоящее масштабное тестирование - государственный экзамен, проверящий успешно ли работает вся эта автоматика . Сегодня многие понимают, что весь организм образования требует коренной перестройки, но изменять его одномоментно не просто невозможно, а деструктивно.
Базовое (надпредметное, метапредметное) образование, которое человек может получить приблизительно с 4 до 12 лет - это прежде всего выстраивание самого себя и подготовка к неизвестному будущему. На первых этапах образования человек осваивает собственное мышление, воспитывает себя как автора своего собственного учебного процесса, а учебные предметы при этом использует в качестве одного из средств учебной деятельности. Мы давно перестали удивляться проявлениям иного качества учеников, получивших подобную подготовку. Деятельностное содержание образования предполагает формирование весьма существенной антропологической предпосылки - рефлексивного мышления и рефлексивного сознания. Ученик, вооруженный этими «учебными средствами», современной педагогике практически неизвестен.
Я убеждён, что будущее именно за этим типом образования. Человечество не навечно застряло в информационном типе общества. Следующий шаг развития - переход от управления информацией к «управлению» (точнее - овладению) Мышлением, Деятельностью, Знанием.