Мотивация.
Очень многие родители задают сегодня вопрос - что можно сделать, чтобы у ребёнка появился интерес к обучению? Лет 30 назад работали простые и, казалось бы, убедительные стимулы: будешь плохо учиться - не попадёшь в 9 класс.
Как правило, в массовом обучении используется опора на внешнюю мотивацию: от системы выставления оценок до психологического прессинга, связанного с вызовом родителей в школу.. В наших школах учащиеся избавлены от этих манипуляций.
Ведущий способ мотивации - опора на внутренние мотивы обучения. А что является внутренним мотивом? Что "изнутри" может меня заставить (увлечь, заинтересовать, зажечь - нужное подчеркнуть!) осваивать непонятно кем и для чего написанные учебники?
Вот золотые правила, выполнение которых открывает источник внутренней мотивации:
- Добровольность обучения;
- Ученик играет ведущую роль в управлении учебным процессом;
- Осмысленность каждого действия;
- Я изучаю учебный материал не только для себя, но и для других: научился сам - научи товарища.
Последнее правило реализуется в том, что наши учащиеся по мере взросления периодически попадают в одну из следующих позиций:
- ученик
- преподаватель учебного материала
- методист
- ведущий (модератор) дискуссии (при подведении итогов недели, при организации докладом по материалам исследований и т.д.)
- дежурный директор школы
Геометрия школы.
Какие образы возникают перед глазами при слове "школа"
? Нет, не обязательно авторитарные учителя и несущийся по коридору в столовую 8-г. Как минимум мы представляем себе ряды парт, выстроенных так, чтобы сидеть непременно затылок в затылок. Все взоры - на доску, всё внимание - на учителя. В идеале, как у В.Ф.Шаталова, одноместная посадка.
В наших школах геометрия иная. Очень часто ребята в рабочей группе сидят за одним общим столом. В группе - от 3 до 10 человек, чаще 5-6. Источник информации - не только на доске. Он рядом с тобой и внутри тебя. Как можно обучиться диалогу, глядя 11 лет в затылок товарищу?
Организация учебного материала.
В наших учебных программах стандартно различаются три типа материала:
1) Понятийный. Тот, что организует мышление. Сюда, например, относятся такой раздел, как понятие числа в математике, понятие события в истории и т.д. Этот тип материала обычно полностью выпадает из стратегии массового обучения. Человек, не получивший достаточной практики работы с понятиями, не владеет своим мышлением.
2) Исследовательский. Здесь работа организована так, что знания не даются в готовом виде, а добываются в результате исследований, изучения литературы, подготовки докладов и т.п.. Примеры исследований:
- "Протокорни русского языка"
- Удивительные свойства треугольника
- Крещение Руси
- Свойства корней квадратного уравнения
- Влияние способа питания на иммунитет
- и др.
Обычно эти работы выполняются в режиме погружений в материал на 1-2 дня, либо в режиме лабораторных задач на пару часов. Сюда попадает значительная часть материала по истории, географии, литературе, физике, химии.
3) Технический. Здесь учимся грамотно писать, быстро и точно считать, легко и выразительно читать, проникая в суть прочитанного. Собственно, эта часть работы приблизительно соответствует государственному стандарту образования.
Что значит - различается материал? Это означает, что в любой момент и ученик и преподаватель всегда знают над чем работают и для чего. Это результат требования осмысленности в обучении.
Указанный учебно-образовательный материал, пп. 1-3, занимает в школе около 40% времени. Больше просто не требуется.Этого времени обычно хватает на то, чтобы освоить всю существующую школьную программы - с осмыслением и без перегрузок. А главное - с пониманием для чего всё это нужно.
Итак, 40% времени у нас уходит на освоение государственного стандарта (при описании программ будет видно, что уровень освоения гораздо выше принятого сегодня в России). На что мы потратим оставшиеся 60% времени?
1) На индивидуальные образовательные программы, на творческие проекты и т.д.
см., например
http://gidepark.ru/user/2733621134/article/295869 2) На экскурсии и поездки по стране, на посещение музеев и обсерваторий;
3) На спорт, шахматы, активный туризм и здоровье;
4) На практику в своих питомниках, садах и огородах, поместьях;
5) На музыкальные и художественные школы и т.д.
продолжение следует