Другая школа - другая Россия. Продолжение 1

Apr 25, 2011 09:18

Мотивация.

Очень многие родители задают сегодня вопрос - что можно сделать, чтобы у ребёнка появился интерес к обучению? Лет 30 назад работали простые и, казалось бы, убедительные стимулы: будешь плохо учиться - не попадёшь в 9 класс.
    Как правило, в массовом обучении используется опора на внешнюю мотивацию: от системы выставления оценок до психологического прессинга, связанного с вызовом родителей в школу..  В наших школах учащиеся избавлены от этих манипуляций.
     Ведущий способ мотивации - опора на внутренние мотивы обучения. А что является внутренним мотивом? Что "изнутри" может меня заставить (увлечь, заинтересовать, зажечь - нужное подчеркнуть!) осваивать непонятно кем и для чего написанные учебники?

Вот золотые правила, выполнение которых открывает источник внутренней мотивации:
  1. Добровольность обучения;
  2. Ученик играет ведущую роль в управлении учебным процессом;
  3. Осмысленность каждого действия;
  4. Я изучаю учебный материал не только для себя, но и для других: научился сам - научи товарища.
Последнее правило реализуется в том, что наши учащиеся по мере взросления периодически попадают в одну из следующих позиций:
  • ученик
  • преподаватель учебного материала
  • методист
  • ведущий (модератор) дискуссии (при подведении итогов недели, при организации докладом по материалам исследований и т.д.)
  • дежурный директор школы 

Геометрия школы.
   Какие образы возникают перед глазами при слове "школа"
? Нет, не обязательно авторитарные учителя и несущийся по коридору в столовую 8-г. Как минимум мы представляем себе ряды парт, выстроенных так, чтобы сидеть непременно затылок в затылок. Все взоры - на доску, всё внимание - на учителя. В идеале, как у В.Ф.Шаталова,  одноместная посадка.
   В наших школах геометрия иная. Очень часто ребята в рабочей группе сидят за одним общим столом. В группе - от 3 до 10 человек, чаще 5-6. Источник информации - не только на доске. Он рядом с тобой и внутри тебя. Как можно обучиться диалогу, глядя 11 лет в затылок товарищу?

Организация учебного материала.

В наших учебных программах стандартно различаются три типа материала:
 1) Понятийный. Тот, что организует мышление. Сюда, например, относятся такой раздел, как понятие числа в математике, понятие события в истории и т.д.   Этот тип материала обычно полностью выпадает из стратегии массового обучения. Человек, не получивший достаточной практики работы с понятиями, не владеет своим мышлением.

2)  Исследовательский. Здесь работа организована так, что знания не даются в готовом виде, а добываются в результате исследований, изучения литературы, подготовки докладов и т.п..   Примеры исследований:

  • "Протокорни русского языка"
  • Удивительные свойства треугольника
  • Крещение Руси
  • Свойства корней квадратного уравнения
  • Влияние способа питания на иммунитет
  • и др.

Обычно эти работы выполняются в режиме погружений в материал на 1-2 дня, либо в режиме лабораторных задач на пару часов. Сюда попадает значительная часть материала по истории, географии, литературе, физике, химии.

3)  Технический. Здесь учимся грамотно писать, быстро и точно считать, легко и выразительно читать, проникая в суть прочитанного. Собственно, эта часть работы приблизительно соответствует государственному стандарту образования.

Что значит - различается материал? Это означает, что в любой момент и ученик и преподаватель всегда знают над чем работают и для чего. Это результат требования осмысленности в обучении.

Указанный учебно-образовательный материал, пп. 1-3, занимает в школе около 40% времени. Больше просто не требуется.Этого времени обычно хватает на то, чтобы освоить всю существующую школьную программы - с осмыслением и без перегрузок. А главное - с пониманием для чего всё это нужно.

Итак, 40% времени у нас уходит на освоение государственного стандарта (при описании программ будет видно, что уровень освоения гораздо выше принятого сегодня в России). На что мы потратим оставшиеся 60% времени?

1)      На индивидуальные образовательные программы, на творческие проекты и т.д.

см., например http://gidepark.ru/user/2733621134/article/295869

2)      На экскурсии и поездки по стране, на посещение музеев и обсерваторий;

3)      На спорт, шахматы, активный туризм и здоровье;

4)      На практику в своих питомниках, садах и огородах, поместьях;

5)      На музыкальные и художественные школы и т.д.

продолжение следует

инновации, образование

Previous post Next post
Up