Дискуссия в оппозиционных кругах о перспективах крымского урегулирования недавно вспыхнула с новой остротой. А учитывая предстоящие выборы - уууууу... что ещё будет. Предстоит и Партии Прогресса представить развёрнутую позицию тезиса "не бутерброд". Дальнейшее можно считать моим подходом к этому весу. Итак:
Преамбула 1.
Первое, что необходимо чётко определить, применительно к дискуссии о перспективе Крымского урегулирования это то, что ни кто не знает в какой конкретно ситуации будет находится наша страна, а так же в какой стадии будет пребывать Украинско-путинский конфликт к моменту, когда политики, желающие реального Крымского урегулирования, придут к власти в России. Для того, чтобы первостепенная важность этой оговорки была более понятной достаточно вспомнить - каким образом разрешилась в итоге проблема судетских немцев. История изгнания немцев из послевоенной Чехословакии и, в частности, из Судет тоже начиналась, как торжественное воссоединение немецкого народа при попустительстве Европейских держав. После того, как гитлеровские войска были разбиты в конце второй мировой войны, чехи устроили "своим" гражданским немцам геноцид "лайт". В итоге реализации "декретов Бенеша" миллионы немцев были ограблены и изгнаны из страны, из них десятки тысяч покалечены и изнасилованы, а тысячи убиты. Не думаю, что многие из немцев, приветствовавших аншлюс в 1938 году, предполагали такой исход.
А теперь давайте проведём мысленный эксперимент и представим себе, что фюрер ограничился разделом Чехословакии и не стал раздувать пожар Второй Мировой. А потом его на посту канцлера сменили более вменяемые и более (как это сейчас бы сказали) "европейски-ориентированные" политики. Что они стали бы делать с "судетским наследством"? Полагаю, что они стали бы проводить политику сглаживания напряжённости вокруг Чехословакии. Финал, конечно, мог бы быть различным, но едва ли дело кончилось бы такой гуманитарной катастрофой немцев в Чехословакии, как это было в реальности.
Поэтому надо понимать, что когда сегодня Навальный с Ходорковским говорят о переговорном процессе по Крыму после путина, то они имеют ввиду именно попытку разрешения кризиса путём компромиссов и учёта интересов обеих сторон, а не путём "размазывания по стенке оппонента".
Конечно, сейчас невозможно прогнозировать из какой исходной точки смогут стартовать переговоры по судьбе Крыма. Но одно можно утверждать совершенно точно. Чем сильнее путин успеет раскрутить маховик войн и международного насилия за оставшееся ему время, тем хуже будут стартовые позиции россиян на переговорах по будущему Крыма.
Поэтому, все констатации и предложения, изложенные далее, надо рассматривать именно через эту "призму". Как тот горизонт переговорных возможностей, который Новой Россией ещё не утерян. Пока.
Преамбула 2.
Есть и ещё одна оговорка, которую необходимо сделать. Это тоже обстоятельство, которое странным образом выпадает из внимания высоких сторон, спорящих о перспективах Крымского урегулирования. Вопрос о полномочиях российской стороны на таких переговорах.
Вот возьмём для примера Украину. Там ребята очень быстро подсуетились и после свержения Януковича уже через три месяца имели избранного и признанного всеми президента. А через семь месяцев и Раду. И даже путин признал эту власть полноценной стороной для переговоров. Правда за это время Украина успела потерять Крым, Донецк и Луганск. Едва ли такое произошло бы, если бы не проблемы переходного периода, периода разброда и шатания властных полномочий по всем украинским вертикалям и горизонталям.
Возвращаясь к нашим "баранам", должен заметить, что у нас есть два варианта. Если путина сменит престолонаследник, то едва ли он будет полагать вопрос Крыма открытым. А если путинская Россия рухнет вместе с путиным, то нас, так же как ранее Украину, будет ожидать некий переходный период. И я сейчас вовсе не о том - что Россия успеет потерять за этот период. (Вопрос интересный - но отдельный). Я о том - насколько вправе будет некое "временное правительство" решать от имени всех россиян перспективные вопросы Крымского урегулирования.
Дилемма серьёзная. Не участие в переговорах очень быстро может привести к тому, что вопрос решат без участия России - явочным порядком. Участие в переговорах обязано быть содержательным, иначе тебя быстро перестанут воспринимать всерьёз, а далее - смотри пункт первый. Значит, нам уже сейчас надо задуматься - что и как можно решать в Крымском урегулировании до выборов новой власти, а что отложить до момента её появления.
Констатации и признания.
Начнём с очевидного. Позиция "вернуть Крым" основана на весьма крепком фундаменте - юридическом. И в самом деле: цивилизованное человечество выработало чёткие нормы обращения с Законами. В том числе с теми, которые устарели или утратили актуальность по другим причинам. Сначала Закон (международный договор, межправительственное соглашение и т.п.) отменяют или корректируют, а лишь потом начинают жить по-новому. Иначе кровь и разруха. Можно сколь угодно обсуждать реальные чаяния реальных крымчан, однако аншлюс Крыма от этого законнее не станет. В то же время и восстановление "статус кво" в юридической плоскости представляется самым простым делом из всех проблем Крымского урегулирования. Поэтому даже переходные/временные власти России могут начать переговорный процесс с ряда простых признаний и констатаций, к которым, по мнению автора, относятся:
- признание незаконности аннексии Крыма Россией в марте 2014 года;
- признание юридической ничтожности проведённого в марте 2014 года «референдума»;
- признание юридической ничтожности акта о включении Крыма в состав Российской Федерации;
- констатация того, что Крымский полуостров юридически является территорией Украины, находящейся в силу свершившихся событий фактически под временным управлением Российской Федерации;
- и, наконец, признание того, что таковой фактический статус Крыма не рассматривается российскими властями, как урегулированный и, в перспективе, подлежит пересмотру.
Это всё вещи достаточно очевидные и едва ли что-либо из этого вызовет возражения Украинской стороны. Однако же и Россия на таких переговорах будет заинтересована в ряде констатаций со стороны Украины. Например:
- признание того факта, что значительное количество жителей Крыма в марте 2014 года без принуждения высказались за изменение того статуса Крымского полуострова, который тот юридически имеет в составе Украины. И что это количество не является пренебрежимо малым. И то, что этот вопрос также нуждается в перспективном урегулировании;
- и, наконец, нам будет нужно соглашение с Украинской стороной о взаимном понимании ограниченности мандата переходного правительства России и о том, что стороны откладывают переговоры по урегулированию статуса Крыма до появления в России легитимного правительства, получившего мандат на свободных выборах.
Это всё? Конечно - нет.
Ещё необходимо будет подумать о том, какие практические шаги можно и необходимо будет сразу сделать для того, чтобы на смену конфронтации пришло сотрудничество, и чтобы в Крыму и вокруг него налаживалась нормальная жизнь.
Возврат Украины в Крым.
Для того, чтобы тебе поверили нужно не только правильные слова в микрофон говорить и бумажки правильные подписывать. Нужно ещё и "на земле" заниматься восстановлением попранной справедливости. А как быть в случае, если в голове у каждого живёт своя справедливость. А в Крымском вопросе это проявляется особенно ярко. В этом случае надо ориентироваться на интересы сторон. Смотреть: на сколько эти интересы обоснованы и в какой степени реализованы на практике.
И вот тогда мы увидим, что интересы Украины и украинцев в Крыму мягко говоря "не соблюдаются". И для того, чтобы начинать их учитывать, вовсе не нужно иметь готовых решений по будущему статусу Крыма. Достаточно здравого смысла и доброй воли.
Для начала: может ли Украинское правительство начинать сотрудничество в Крыму с правительством Аксёновских узурпаторов? Очевидно, что нет. Практический вывод очевиден:
Правительство коллаборационистов должно быть заменено на чисто российскую администрацию сотрудничества, отношения с которым могут быть выстроены с чистого листа. Всех российских организаторов "Крымнаша" необходимо забрать из Крыма в Россию (в каком качестве - отдельный вопрос). А всех организаторов этого беззакония, имевших в марте 2014 года украинский паспорт выдать по запросу Украине. То же и с многочисленными осевшими в Крыму "беркутовцами", "титушками" и прочей шелупонью Януковича. Включая, конечно, самого Януковича. Вот пускай Украина и развлекается с ними в своих судах. Этого развлечения, кстати, ей на долго хватит. Но здесь нужно будет проконтролировать, чтобы вместе с преступниками не передавать Украине обычных крымчан. Скажем, паспортисток, проводивших замену документов, председателей комиссий, проводивших псевдореферендум и тому подобный обычный бюрократический народ.
Чтобы не углубляться каждый раз во всё новые подробности, дальнейшие меры первого порядка приведу списком. Итак, по согласованию с украинской стороной необходимо будет в первую очередь:
- создать во всех Крымских райцентрах представительства Украины;
- открыть Крым для свободного посещения гражданами Украины. Создать условия для возврата в Крым тех десятков тысяч украинцев, которые бежали оттуда в 2014 году от "крымнаша";
- вывести с Крымского полуострова все вооружённые силы Российской Федерации, кроме подразделений Черноморского флота, для которых будет предусмотрен обязательный возврат в места дислокации определённые до 2014 года. Договориться надо будет и о разумных сроках такого вывода. Создать совместную комиссию по демилитаризации Крымского полуострова и мониторингу демилитаризации, включая возврат украинской стороне «отжатой» у ВСУ в Крыму техники и других материально-технических ресурсов;
- сформировать совместную комиссию по вопросам собственности на недвижимость на территории Крымского полуострова;
- урегулировать вопросы транспортной доступности Крымского полуострова для граждан Украины, России и иностранцев. Восстановить нормальное функционирование железнодорожного и автомобильного сообщения через крымский перешеек;
- сформировать совместную комиссию по вопросам инженерного обеспечения Крымского полуострова (электроэнергия, газ, вода и т.п.).
Список, конечно, не полон, нуждается в обсуждении, но для начала хватит. Здесь уже программа работы не на один год. И это программа постепенного поступательного возвращения Украины и украинцев в Крым. Заметьте - не "возврата Крыма Украине". И не ухода России из Крыма.
Референдум.
Теперь о самом интересном - о том, каким может быть решение Крымского вопроса в перспективе. Тезис о необходимости нового "настоящего" референдума в Крыму для определения его будущего является в определённых политических кругах России уже чуть ли не общим местом. Но количество всяких "но", которые при этом опускаются авторами этой идеи чрезвычайно велико, в то время как сами эти "но" заслуживают подробного обсуждения.
1) Любая попытка провести что-либо такое в Крыму без согласования с Украинской стороной опасна и контрпродуктивна. Поэтому юридический статус опроса, формулировки вопросов, списки лиц участвующих в голосовании, порядок проведения и наблюдения за процедурой - всё это и многое другое: предмет переговоров двух легитимных правительств - России и Украины. Желательно, ещё и при международном посредничестве.
2) Кстати - о юридическом статусе. Насколько мы помним аргументы наших украинских коллег - референдум о государственном статусе тех или иных частей Украины может быть только всеукраинским. Поэтому совершенно очевидно, что произнося "референдум" мы подразумеваем просто некий всекрымский опрос, если хотите "плебисцит", который не может иметь прямых юридических последствий в силу юридических же причин. Однако данные такого плебисцита будут позарез нужны политикам для того, чтобы выяснить действительные предпочтения крымчан и планировать дальнейшие шаги. Уже юридические.
3) Достаточно очевидно, что такой референдум не может быть проведён быстро. Каков бы ни был статус такого голосования, для того чтобы результаты такого опроса были значимыми для обеих сторон необходимо чтобы:
- в опросе приняли участие все желающие граждане Украины покинувшие Крым в 2014 году;
- в опросе не принимали участие все граждане России и Украины, приехавшие в Крым на постоянное место жительства после февраля 2014 года.
Само по себе составление такого списка голосующих займёт не мало времени.
Кроме того необходимо будет восстановить в Крыму нормальную работу всех видов СМИ, а так же обеспечить конкурентность использования средств наглядной агитации и рекламы. А то вот эта знаменитая социология от героини Раневской: "Скажи девочка, ты что хочешь - чтобы тебе оторвали голову или поехать на дачу?" мы уже проходили.
По самым оптимистичным прикидкам такой референдум/опрос с соблюдением всех указанных выше условий и процедур можно будет провести не ранее, чем через два года после того, как стороны впервые сядут за стол переговоров. А за это время обеим странам нужно будет приложить немало усилий для того, что успокоить нервных и соблазнить сомневающихся.
Вот пускай власти двух стран сначала посоревнуются друг с другом не в том - как бряцать перед носом противника оружием, а в том - как наладить комфортную гражданскую жизнь. Не в том - как навешать на уши лапшу лживой пропаганды, а в том - как победить в честном споре, когда твои информационные возможности сопоставимы с возможностями твоего оппонента. Вот тогда крымчане глядишь и разберутся - как и с кем им дальше жить.
С Россией? С Украиной? Самостоятельно?
Это всё банальные альтернативы.
А может крымчанам понравится переходное положение, когда можно использовать возможности обеих стран, и они предложат какую-либо форму совместного управления территорией? Не имею ни чего против.
P.S. Кстати. Свою программу Крымского урегулирования может выдвинуть любая политическая сила, которая будет баллотироваться на первых свободных выборах постпутинской России. А украинские политики смогут заранее высказаться на тему о том, что они думают о реалистичности тех или иных программ урегулирования, предлагаемых потенциальным руководством России.
Алексей Смирнов
Член СПб отделения "Партии Прогресса"