Как создается джаз

Nov 20, 2024 06:06


В 2022 году исполнилось 100 лет российскому джазу . В честь этого события по всей стране проходили концерты джазовых коллективов, выходили документальные фильмы и циклы лекций об истории направления. А арт-кластер «Таврида» с 25 по 31 июля принимал молодых музыкантов. Всю неделю они изучали историю, теорию и практику джаза под руководством пианиста и композитора Андрея Кондакова, басиста Антона Ревнюка, саксофониста и педагога Антона Чекурова, джазовых вокалисток Ксении Коробковой и Ирины Родилес, а также других российских музыкантов. Возглавил заезд народный артист России Игорь Бутман : вместе с ним участники и эксперты выступили на итоговом концерте.

Читайте, как появилось это направление в СССР и когда джазовых музыкантов стали обучать профессионально, из каких инструментов состоит ансамбль, на чем строится импровизация и что такое джем-сейшен.

Как появился джаз в СССР: первые ансамбли и произведения









Днем рождения российского джаза считается 1 октября 1922 года. Именно тогда на сцене нынешнего ГИТИСа выступил «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд» под руководством Валентина Парнаха. Перед концертом Парнах рассказал зрителям о новом стиле музыки и о том, что в джазе соединились традиции разных стран. Публика восприняла необычные мелодии с восторгом, а режиссер Всеволод Мейерхольд даже предложил Парнаху и его оркестру сыграть музыку для спектаклей «Великодушный рогоносец» и «Д.Е».

Джаз в начале 1920-х послужил хорошей иллюстрацией к интернациональным идеям нового Советского государства. В 1923 году ансамбль Валентина Парнаха выступил на демонстрации в честь Первого мая. В газетах писали, что до этого джаз-бенды не участвовали в государственных мероприятиях даже за рубежом.

В конце 1920-х почти одновременно в Москве  и Ленинграде  возникли два коллектива, которые считаются родоначальниками профессионального советского джаза. Московским ансамблем «АМА-джаз» руководил пианист Александр Цфасман, ленинградским - дирижер и композитор Леопольд Теплицкий. Артисты «АМА-джаза» первыми в СССР записали джазовое произведение на грампластинку: это был фокстрот «Аллилуйя!» американского композитора Винсента Юманса. Мелодия быстро стала популярной, ее упоминал даже Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» :

И тотчас тоненький мужской голос отчаянно закричал под музыку: «Аллилуйя!» Это ударил знаменитый грибоедовский джаз. Покрытые испариной лица как будто засветились, показалось, что ожили на потолке нарисованные лошади, в лампах как будто прибавили свету, и вдруг, как бы сорвавшись с цепи, заплясали оба зала, а за ними заплясала и веранда.

Другими известными композициями в исполнении «АМА-джаза» стали песенка «Неудачное свидание» и танго «Утомленное солнце». Они вышли на одной грампластинке в 1937 году.

Леопольд Теплицкий собрал свой «Первый концертный джаз-банд» из преподавателей академической музыки. Этот коллектив положил начало советскому симфоджазу: в программу выступлений, кроме популярных американских мелодий, входили джазовые обработки классических произведений. Теплицкий создал собственные аранжировки сочинений Шарля Гуно и Джузеппе Верди.

Еще один джазовый ансамбль в конце 1920-х основали актер Ленинградского театра сатиры Леонид Утесов и трубач Яков Скоморовский. Коллектив получил название «ТЕА-джаз»: первая часть наименования означала «театрализованный». Выступления ансамбля превращались в целые спектакли - один из них позже лег в основу популярного фильма «Веселые ребята» . Иногда музыканты «ТЕА-джаза» исполняли инструментальные пьесы, но большую часть их программ составляли песни. Музыку для них писал знаменитый советский композитор Исаак Дунаевский.

В 1933 году появился джазовый коллектив Олега Лундстрема . Музыкант вдохновился мелодией Дюка Эллингтона «Дорогой старый Юг», создал собственную аранжировку для нее и через два года стал настоящей звездой Шанхая, где жил в то время. Музыканты под руководством Лундстрема играли классику джаза и произведения советских композиторов в джазовой обработке. Позже ансамбль в полном составе переехал в Москву.

Упадок и возрождение советского джаза







Когда началась Великая Отечественная война , многие джазовые музыканты отправились на фронт: кто-то - сражаться на передовой, кто-то - выступать перед бойцами.

Джазисты уходили в ополченье,
цивильного не скинув облаченья.
Тромбонов и чечеток короли
в солдаты необученные шли.
Кларнетов принцы, словно принцы крови,
магистры саксофонов шли,
и, кроме,
шли барабанных палок колдуны
скрипучими подмостками войны.

Булат Окуджава . «Джазисты»

В послевоенное время былой интерес к джазу начал угасать, а политика партии переменилась, иностранную культуру осуждали, появились лозунги вроде «Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст» или «От саксофона до финского ножа - один шаг!». Концерты джазовых коллективов запрещали, пластинки выпускали только подпольно. В период хрущевской оттепели  отношение к этому стилю музыки смягчилось: возобновили выступления оркестры Олега Лундстрема и Эдди Рознера, появились коллективы Иосифа Вайнштейна и Юрия Саульского . Но власти продолжали критиковать джаз, а профессиональных музыкантов этого направления в стране не обучали.

Эпоха возрождения советского джаза настала в середине 1970-х. К тому времени в СССР уже действовали несколько вполне легальных джазовых клубов, а в 1974 году в учебных заведениях 25 советских городов открылись эстрадно-джазовые отделения. Появились первые музыковедческие исследования, полностью посвященные этому направлению. Именно тогда стали популярны трио Вячеслава Ганелина, ансамбли «Каданс», «Арсенал». В 1980-х собственный квартет собрал саксофонист Игорь Бутман : позже к коллективу присоединился пианист Евгений Маслов, и он стал квинтетом. В конце 1980-х создали собственный ансамбль ленинградские музыканты Андрей Кондаков и Андрей Рябов.

После распада СССР часть джаз-бендов прекратила существование. Некоторые музыканты уехали за границу, продолжили играть там или получали зарубежное образование. Позже некоторые из них вернулись на родину и основали новые джазовые ансамбли. Сейчас признанными мастерами жанра считаются Московский джазовый оркестр под управлением Игоря Бутмана, Большой джазовый оркестр Петра Востокова, Государственный камерный оркестр джазовой музыки им. Олега Лундстрема , биг-бенд Георгия Гараняна. Джазовых музыкантов обучают в Московской консерватории и Академии им. Гнесиных , Академии джаза и Государственной классической академии им. Маймонида, а также многих других вузах России.

Сейчас, спустя сто лет, в джазе задействовано много талантливых людей, он приобрел массовость. Появилось много профессиональных коллективов, которые играют на высочайшем уровне и побеждают в международных конкурсах. Сейчас российский джаз обрел собственную идентификацию - прежде всего качеством. С нами считаются музыканты со всего мира, восхищаются нашими саксофонистами, трубачами, пианистами.

Игорь Бутман

Из чего состоит джаз-бенд







Основой джазового коллектива обычно становится ритм-секция. Она включает ударную установку, бас-гитару или контрабас, фортепиано, иногда гитару или тубу. С помощью этих инструментов музыканты задают произведению базовую ритмическую фактуру. Часто ритм-секцию противопоставляют солирующим инструментам, но такое деление не совсем верно: играть соло может любой участник джазового ансамбля. При этом очень важно, чтобы музыканты слышали друг друга и выстраивали баланс между своими партиями - от самого громкого инструмента к самому тихому, обычно от барабанов к фортепиано. Только в этом случае они смогут создать надежную ритмическую опору для солистов.

К соло-секции в джазе чаще всего относятся разного рода духовые инструменты: кларнет, саксофон, труба, иногда тромбон или флейта. В одном бенде может быть несколько инструментов одного вида, но разных тональностей: например, среди саксофонов выделяют тенор, альт и баритон.

Иногда в состав бенда включают и другие инструменты. Например, с ударной установкой могут сочетаться ручные этнические барабаны вроде джембе и бонго. Возможны и более экзотические варианты - к примеру, укулеле, арфа или даже волынка.

Вокал в джазе нередко становится подобием еще одного музыкального инструмента. Певцы и певицы много импровизируют, имитируют звучание саксофона, контрабаса или фортепиано, иногда исполняют вокализы из отдельных слогов или звуков - так называемый скет. Существуют и другие приемы и техники, характерные именно для джазового вокала. Например, шаутинг происходит из африканского фольклора и включает крик, шепот, пение фальцетом. Для дёрти-тона характерны сильное напряжение голоса, вибрации, не совсем чистые ноты. А в технике глиссандо вокалист плавно переходит от одного тона к другому, как бы скользя голосом между ними.

Стандарты и импровизации







Репертуар джазового музыканта обычно состоит из двух частей: собственных сочинений и так называемых джазовых стандартов - общеизвестных музыкальных произведений, как вокальных, так и инструментальных. Точное количество таких пьес неизвестно: их насчитывается несколько сотен. К стандартам относятся произведения Джорджа Гершвина, Дюка Эллингтона, Диззи Гиллеспи и других известных музыкантов. Кроме того, в эту категорию иногда включают знаменитые мелодии из поп-музыки или босса-новы - например, песню «Девушка из Ипанемы» Антониу Карлоса Жобима.

Стандартом, после которого я стал слушать джаз и только джаз, для меня стала «Ceora» (композиция трубача Ли Моргана, записанная в 1965 году. - Прим. ред.). После того как мы собрались квартетом дома у общей подруги и сыграли его в формате джема, мой мир перевернулся. Тема показалась мне настолько красивой и интересной, что я понял для себя раз и навсегда: джаз - это лучшее творение человечества.

Василий Байдулетов, контрабасист, участник «Арт-школы джазовой музыки»

Джазовые стандарты практически не исполняют в первозданном виде. Каждый музыкант создает собственный вариант аранжировки, изменяет ритм, тональность, гармонии. Иногда после такой обработки исходная тема меняется почти до неузнаваемости. Джазмены не обязательно используют пьесу из числа стандартов целиком - иногда достаточно одного или нескольких фрагментов.

Еще одна важная часть джазовой музыки - импровизация. Она может быть как сольной, так и групповой, когда каждый участник бенда создает собственные вариации. При этом все партии гармонируют друг с другом и образуют цельную мелодию. По мнению Игоря Бутмана, «джаз - очень человечное искусство, где через импровизацию можно выразить всё, что способен чувствовать и переживать человек».

Импровизация строится на определенных гармониях, ритмах и аккордах, которые используются в заданной тональности. Музыкант может использовать фрагменты музыкальных фраз или особые приемы из известных джазовых стандартов, но компоновать и обыгрывать их по-своему, чтобы в результате получилась совершенно новая мелодия. У профессиональных джазменов со временем формируется собственная библиотека из нескольких десятков или сотен таких приемов, и они могут сочетать их.

Самое сложное для меня в импровизации как для басиста - умение «сшивать» мелодию так, чтобы она проходила сквозь гармонию, показывала ее интересные надстройки, не строилась на одних и тех же тонах. Чтобы была драматургия и мысль, которую ты развиваешь от начала до конца.

Василий Байдулетов

Длительную импровизацию, которую исполняют несколько музыкантов, называют джем-сейшеном. Играют в таких случаях спонтанно, без репетиций и особых договоренностей. Но во время исполнения солисты могут предупреждать остальных участников о нюансах: в какой тональности следует исполнять мелодию, где нужно изменить темп, когда должен вступить тот или иной инструмент.

Джем-сейшены, или просто джемы, чаще всего устраивают после концертов - не для широкой публики, а для собственного удовольствия. Такая практика позволяет музыкантам из разных коллективов познакомиться, перенять друг у друга приемы и стиль игры, улучшить навыки импровизации. Исполнители из одного ансамбля часто отрабатывают таким образом новый материал или совершенствуют взаимодействие между инструментами. Иногда импровизированные сессии профессиональных музыкантов записывают в студии и позже издают как самостоятельные произведения.

«Арт-школа джазовой музыки»

Previous post Next post
Up