Наша интеллигенция недоумевает, почему так много подписчиков у стримеров. Почему социальные сети привлекают своим примитивизмом и всеядностью? Почему молодежь так мало читает и так мало и плохо знает историю?
Так причина не в молодежи, а опять-таки, в обстоятельствах.
Недавно на ТВ говорили о балете А. Меликова «Легенда о любви». Представлены были кадры из старых постановок Григоровича с Майей Плисецкой, Бессмертновой, Борисом Брегвадзе … И если честно, то эта передача поразила меня. Не новизной открытия. И балет, и артисты, и автор, азербайджанский композитор А. Меликов, и постановщик Григорович были советских времен. Поразило другое : забытый профессионализм и высокое мастерство и исполнения, и хореографии, и музыки.
Мы сейчас настолько опустились в своих эстетических запросах, в понимании прекрасного, в исполнительском мастерстве, что увиденное, уже почти забытое поражает и восхищает. И невольно сравниваешь и удивляешься уже тому, как примитив и дилетантство стали обыденностью и привычкой, будто все искусство исполнение всегда было таковыми.
Вот новый балет «Ромео и Джульетту» с хореографией Богомолова, ныне съехавшего на пмж в дальние края и увезшего туда же свои неоцененные на родине таланты по вульгаризации идеалов, а на тот момент еще процветающего . И Боже, какое же это было жалкое зрелище. Даже не касаясь нелепой переделки сюжета (музыку все-таки сохранили) хореография была бездарной и примитивной. А потом вспомнились все западные новаторские балеты с полуголыми исполнителями, босыми и бесполыми, с их катаниями по сцене, с их трясками святого Вита или гимнастическими несуразными упражнениями, и стало ясно: молодежь не может полюбить классику, потому что ее к ней не подпускают. Ей не дают ни увидеть, ни услышать, ни прочитать прекрасное. Ее пичкают суррогатом, отучают от красоты и гармонии, ей навязывают всевозможные пошлые КВНы или Камеди клабы с Домом-2, а потом удивляются, почему она смотрит стримеров и сидит в соцсетях.
Очень многие вещи сами по себе не приходят, даже если они окружают вас незримо. Их нужно развернуть лицом к человеку и показать, что есть что.
Именитая российская попса сбежала заграницу, но она обещала вернуться. Но боюсь, она немного просчиталась в своих ожиданиях. Скоро ни стримеры, ни попса не будут востребованы. И причина не в политике и отношениях к СВО и Западу.
Слишком низкий уровень художественного и творческого мастерства так называемых артистов или блогеров, убеждает молодежь, что не только записные мастера могут что-то представлять.Благодаря социальным сетям и ютубу с рутубом, молодежь может и сама выкладывать отличные поделки из танцев, видеоряда с фото и музыкой, представлять фокусы и юмористические сценки, снимая своих питомцев.
Упрощенное искусство ярмарочной площади, распространяемое той средой, которая оказалась очень пацифистской, а потому бежавшей и освободившей художественное пространство от своей пошлости и дилетантизма, привело к тому, что массы непрофессионалов благодаря новым технологиям получили доступ в те сферы, которые всегда считались привилегией избранных, именуемых артистами и мастерами культурного жанра.
Искусство потеряло свое назначение быть образцом и идеалом духовного поиска. Оно переместилось в свою первоначальную суть: позволить индивиду заявить о себе и развлечь себя и окружающих не высшим стремлением к прекрасному, а сниженным эффектом игры в куличики.
Произошло то, что и должно было произойти: возврат к старому на более высоком уровне и с новыми идеологическими раскладами. Когда-то искусство возникало как память (мифы и первобытные рисунки), потом - как рассказ о себе богам, почитание их и просьбы о помощи. А потом народ нашел себе новую форму- развлекательную. Вначале развлекался он, потом у него переняли кое-что элитарии, а потом возвели искусство в ранг высшего духовного начала. Профессионализм, тонкости методов и жанров, мастерство и талант и все то, что создавалось только руками и умами тех, кто мог стать выше всех в этом искусстве, взошло на высшую ступень культуры. А теперь пришло время вернуться к истокам. Литература -это мифы и мистика в стиле фэнтези. Сказки и истории - это детективы и любовные истории. И не нужно таланта и знаний психологии или образа жизни героев. Люди хотят развлечений. Вот и все виды искусства вновь вернулись к народу и стали площадными и балаганными, в полном, отнюдь не уничижительном смысле слова.
Молодежь сориентировалась быстро. И теперь у нас во всю расцветает народное балаганное мастерство, что впрочем, не так уж и плохо.
Я не беру в расчет всякие телешоу то с молодыми талантами, то с голосами или иным мастерством. Этот-то вариант развивается прямо на потребу капиталистической мечте об успехе. Речь идет о самодеятельных представителях многочисленного воинства молодежи развлекающейся.
Ведь процветали же в СССР разные виды самодеятельности. Только вот самодеятельность подтягивали к высоким образцам культуры, а с артистами социальных сетей так не получается. Но не беда. Зато творческая и, конечно, подражательная мысль работает на славу. Что-нибудь из этого и вырастит. Главное, не сидеть и не смотреть чужую бездарную глупость. При умелом подходе и на классику потянет.
Флеш-мобы, танцы на улицах, танцы на видеороликах. И везде не профессиональное, но отличное исполнение для того, чтобы принести не молитву или жертву богам, а развлечь себя и друзей, дать выход положительным эмоциям и поверить в свои способности.