После того, как президент собственноручно освятил запуск в работу новой парогазовой электростанции на Алчевском меткомбинате ИСД, можно было предположить, что февральская выходка Сергея Таруты была забыта. Тогда, в Давосе,
после задушевной беседы Януковича с Лакшми Митталом о том, как украинские власти опекают отечественную металлургию, жалобы донецкого олигарха о невозвратах НДС изрядно подпортили имидж президента. Масла в огонь конфликта Янукович-Тарута подлила и
попытка ИСД оспорить в суде решение Азарова о введении ограничений на ввоз импортного (преимущественно - российского) коксующегося угля.
С другой стороны, не каждый день в стране вводится в строй энергетический объект такого плана. Его уникальность заключалась не только в том, что стоимость строительства потянула на $765 млн. Прежде всего новинка ИСД использовала доменный и коксовый газ, а значит - позволила несколько снизить закупки его у теперь уже недружественной России. С другой стороны она позволяла снизить выбросы двуокиси углерода на 2,6 млн. тонн в год в самом центре Донбасса - потенциальной электоральной вотчины Януковича на будущих президентских выборах. После коллективного ликования по поводу запуска в работу нового энергообъекта стоило ожидать новых преференций от центральной власти.
Прежде всего, они проявились в неожиданной щедрости и сговорчивости Министерства инфраструктуры Украины. В начале сентября Алчевский МК начал поставки слябов в адрес другого актива ИСД в Венгрии - завод Dunaferr - через Измаильский порт по Дунаю. Для того, чтобы этот способ доставки стал выгоден Алчевскому комбинату, Мининфраструктуры вначале установило скидки к аккордным ставкам в Измаильском порту при обработке металлопродукции. А затем - согласилось снизить на 10% железнодорожные тарифы при перевозке грузов в направлении порта Измаил при условии ежемесячной отгрузки 20 тыс. тонн слябов. Пока
приказ о снижении тарифов проходит согласования в Министерстве экономического развития и торговли, Министерстве финансов, а также в Антимонопольном комитете. Но первая партия алчевских слябов уже отправлена в Венгрию флотом Украинского Дунайского пароходства.
Попытку Алчевского МК
отказаться от железнодорожного способа доставки грузов в пользу речного нельзя назвать оригинальной. Еще в прошлом году меткомбинат Запорожсталь из холдинга Метинвест начал отправку своей продукции через Запорожский речной порт.
С другой стороны, снижение железнодорожных тарифов
позволило двум другим комбинатам Метинвеста в Мариуполе отказаться от автомобильного способа перевозки продукции в местный морской порт. Однако в этом случае авторами идеи двигал не экономический расчет (даже с учетом скидок Укрзализныци
ежемесячные транспортные расходы ММК им. Ильича и Азовстали выросли почти на 5 млн грн), а стремление снизить нагрузку на дорожное покрытие городских улиц Мариуполя.