Хозяин своего слова

Jul 04, 2013 14:57


После подписания правительством Меморандума о взаимопонимании с представителями предприятий горно-металлургического комплекса, многие эксперты отметили скудность уступок со стороны власти. Большинство предложений металлургов так и не вошли в итоговый текст документа. Но дальнейшие события подтвердили, что даже те немногие крохи, которые власть согласилась дать отрасли, не будут выполнены в полном объеме.


Один из пунктов Меморандума касался вечной головной боли металлургической отрасли страны - тарифов естественных монополий. Кабинет Министров взял на себя обязательства рекомендовать соответствующим структурам не повышать тарифы на железнодорожный транспорт и электроэнергию более чем на 5% за время действия Меморандума (до июня 2014 года). Выполнить это обязательство для Кабмина не так уж и сложно. Национальная комиссия регулирования в электроэнергетике (определяет тарифы на электроэнергию) и Укрзализныця все еще подконтрольны правительству. Но это в теории. А на практике…
В действительности Кабинет Министров отступил от своих слов так же легко, как и дал обещание поддержать металлургическую отрасль. Азаров оказался настоящим хозяином своего слова: захотел - дал, передумал - забрал назад.
Отраслевое объединение Металлургпром (в письме Министру промышленной политики) посетовало на то, что Министерство инфраструктуры Украины с 6 июня увеличило грузовые тарифы на 4%. С 1 июля эти тарифы увеличены еще на 3%, а с 1 октября должны подняться на 2,8%. До конца года рост тарифов составит 10,2%. И на сколько их повысят еще с начала будущего года - даже сложно предположить. Понятно, что железнодорожникам приходится искать дополнительные средства для ремонта подвижного состава и путевого хозяйства, но и у металлургов вполне достаточно собственных нерешенных проблем, чтобы за свой счет модернизировать вагоны и рельсы.


Насколько оправдан такой подход, если рост тарифов и так вынуждает грузоперевозчиков отказаться от услуг Укрзализныци? Единственным исключением из общего правила стало недавнее соглашение двух мариупольских комбинатов Метинвеста, которые доверили железнодорожникам перевозку готовой продукции в местный порт, отказавшись от  услуг грузового автотранспорта. Решающим фактором в этом случае стали уступки Укрзализныци, которая согласилась снизить свои тарифы на 20%, но взамен получила возможность до конца года заработать дополнительно 40 млн. грн.  Правда и металлургам пришлось пойти на рост расходов. Даже с учетом предоставленных скидок совокупные ежемесячные расходы обоих мариупольских предприятий Метинвеста выросли на 4 млн. грн. Но в той ситуации главным вопросом была экология города и сохранность городских автомагистралей, поэтому денежный фактор отошел на второй план.


Примерно такая же ситуация и с энергоснабжением металлургической отрасли. С начала года тарифы на электроэнергию уже выросли на 4,8%. Но по плану НКРЕ к декабрю их рост составит 9,3%. С учетом нарастающего кризиса неплатежей в энергетике нет никаких гарантий, что за счет роста тарифов на электроэнергию для платежеспособных потребителей НКРЕ не попытается компенсировать льготы для ферросплавщиков и неплатежи шахтеров, коммунальщиков, бюджетников.
Только до конца этого года рост стоимости электроэнергии увеличит затраты металлургов на 1,8 млрд грн, еще 0,5 млрд. грн составят дополнительные расходы на оплату грузовых ж/д перевозок. Таким образом, из 10 млрд. грн обещанных правительством госгарантий по займам для ГМК два миллиарда уже можно не брать в расчет.


Анализируя подобную линию поведения власти, невольно задаешься вопросом: А кому это выгодно? Поддержка ГМК - давно назревший вопрос. Падение экспорта и доходов в бюджет от крупнейшей промышленной отрасли страны уже создала огромную брешь в госфинансах. Задержки платежей в госказначействе стали обыденным явлением, а деньги местных советов практически полностью уходят на финансирование расходов центральной власти. И в этой ситуации предоставление помощи металлургической отрасли в виде половинчатых решений, которые тут же перечеркиваются реальными действиями, иначе как саботажем или диверсией назвать нельзя. В сталинские времена такое приравнивалось к вредительству и измене Родине с вынесением особой тройкой приговора к высшей мере. Даже ссылка на лесоповал в соловецкие лагеря в таком случае могла показаться актом гуманизма. Но наши министры прекрасно помнят, что от расстрела Украина давно отказалась, а Соловки теперь на территории  другой страны. Так может именно в этом заключается основная причина бардака в верхних эшелонах власти? Тогда стоит напомнить, что урановые рудники в Желтых Водах все еще готовы принять всех «желающих» потрудится во славу Отечества и на благо трудового народа. Стоит только дождаться неминуемой смены власти. А судя по последним событиям во Врадиевке, день этот все ближе, и ближе…

Метинвест, льготы, тарифы, Меморандум, ГМК, Укрзализныця

Previous post Next post
Up