Трубная отрасли страны, наверное, единственная, что обеспечивала весомую долю внутреннего потребления металла в стране, но при этом большую часть своей продукции, точно так же, как и металлурги, отправляла на экспорт. Разница лишь в том, то у такого экспортного продукта была значительно выше доля добавленной стоимости. Но и риски потерь при неблагоприятной рыночной конъюнктуре - тоже значительно больше…
Спад в производстве украинских труб даже таким термином назвать нельзя. Если судить по статистике отрасли, то в трубопрокатной отрасли Украины - просто обвал: производство труб снизилось на 35% (до 398 тыс. тонн) относительно показателей I квартала 2012 года.
Если более детально, то вся статистика показателей отрасли зависит от результатов одного предприятия Харцызского трубного завода из структуры группы Метинвест. Как только многие крупные проекты в Средней Азии, в которых принимал участие ХТЗ, завершились, его объемы выпуска упали в шесть раз.
Харцызские трубники готовы участвовать во всех возможных тендерах на закупку труб большого диаметра для магистральных газо- и нефтепроводов. Но наиболее емкий трубный рынок оказался практически недоступен для украинских трубников. Кроме того, что
в "газовой империи" Европы снизили квоты на поставки труб из нашей страны, так еще и местные российские трубные компании, не найдя сбыта для своей продукции у себя в стране, ринулись на внешние рынки соседних государств повышая накал конкурентной борьбы. Отметились россияне и у нас, в Украине.
По данным официальной статистики только в феврале импорт стальных труб в нашу страну (по сравнению с январем) увеличился на 51,9%. При этом затраты на импортные поставки труб в феврале увеличились на 28,8%. Даже беглое сравнение обоих показателей свидетельствует, что украинский трубный рынок становится жертвой откровенного демпинга иностранных производителей.
Тут бы впору правительству, по примеру России, вести квоты, ограничения, утилизационный сбор. Но видно, наши министры становятся горой за отечественного производителя лишь тогда, когда речь идет о вполне конкретных отраслях, где есть их личные интересы. Или даже об отдельных предприятиях. Вспомнить хотя бы историю с отменой НДС исключительно на билеты для Хюндаев. Или последняя эпопея с введением заградительных трехлетних пошлин на ввоз легковых автомобилей, на основе жалобы, о которой даже ее авторы забыть успели. И апофеозом маразма кажется
намерение власти ввести квоты на коксующийся уголь и запрет - на импортный кокс, в то время как это топливо позволяет сократить потребление более дорогого импортного газа и снизить себестоимость основного экспортного товара страны - стали и металлопроката.
К сожалению, трубы не входят в сферу интересов нашего государства. А может это Семья еще не вошла в сферу управления именно этой отраслью? Могу только предположить, что как только сей факт станет реальностью, сразу же внимание власти сконцентрируется и на украинских трубах. Иначе - «труба» целой отрасли!