Вероятнее всего, взяв за основу эту фразу своего коллеги сэра Уинстона Черчилля, премьер-министр Украины Николай Азаров решил доказать всему миру, что репутация нашей страны незыблема. Иначе как объяснить тот факт, что при общем падении производства и застое в экономике долги государства растут, как на дрожжах?
К тому же важен не сам по себе объем долгов страны, но и то, сколько денег всем нам приходится платить за эти кредиты! Совокупный государственный (прямой) и гарантированный государством долг Украины вырос в феврале на 0,85%, или на $558,8 млн - до $66,549 млрд. На расходы по обслуживанию государственного долга госбюджет только в первом квартале 2013 г. затратил 7,4 млрд. грн. Еще 15,6 млрд. грн. бюджетных денег ушло на погашение самих государственных долгов. До конца года Кабинет министров Украины планирует удержать предельный объем государственного долга на уровне 30,6% ВВП. Другими словами, уже сейчас треть доходов бюджета нужна для того, чтобы только рассчитаться с долгами государства. Но и этого мало! Министры Азарова запланировали, что в последующие годы долги государства должны еще увеличиться на $1-1,5 млрд. Зачем? Властям Украины в 2013 году и так предстоит выплатить по внешним долгам около $9 млрд. Или 7% ВВП! Или 21,6% доходов бюджета прошлого года. Или даже на обслуживание кредитов денег уже не хватает, и платить прежним кредиторам собираемся новыми кредитами?
К тому же не сосем понятно, что при этом вызывает у правительства бурный взрыв оптимизма. В Кабмине решили, что их
замысел по активизации роста экономики страны позволит увеличить экспорт товаров и услуг на 2,3% в 2013 г. и на 10,8% - в 2014 г. По какой причине темпы роста экспорта за год должны увеличится в четыре раза? Все мировые рейтинговые агентства говорят, что рост мировой экономики будет минимальным. Да и к плану доходов от приватизации есть немало вопросов. Кабмин получить в госбюджет от приватизации 27,9 млрд грн. Опыт прежней продажи крупных промышленных объектов убеждает, что чужих миллионеров в нашей стране не очень-то и ждут, а местные «инвесторы» не привыкли платить столько денег. Да и нет их на руках. На днях министр доходов и сборов Украины Александр Клименко объявил о том, что по результатам прошлого года стране зафиксировано 85 млрд. грн. убытков. Наибольшие потери «достались» предприятиям металлургической отрасли (15 млрд. грн), ТЭК (13 млрд. грн), и химической отрасли (7 млрд. грн). Принадлежащий россиянам Донецкий электрометаллургический завод простаивает с декабря. Со дня на день переносится возобновление работы Кременчугского сталелитейного завода. Начал частичную распродажу украинских предприятий российский концерн Евраз. Завод Днепрометиз, подконтрольный российской компании Северсталь, «заработал» в прошлом году 6,4 млн. грн. убытка.
Не намного лучше ситуация и у отечественных предприятий с «украинским паспортом». На одном только мариупольском металлургическом комбинате Азовсталь насчитали 2012 году 2,69 млрд. грн. убытка. Хотя в 2011 году он составлял 0,5 млн. грн. Немного скрашивает ситуацию тот факт, что нераспределенная прибыль предприятия к концу 2012 года составила 5,45 млрд. грн. Теперь же место того, чтобы направить эти средства на модернизацию, комбинату придется тратить их на компенсации прошлогодних финансовых потерь. Немного лучше ситуация на другом металлургическом предприятии группы Метинвест в том же Мариуполе. ММК им. Ильича в 2012 году сократил чистый убыток на 38,3% по сравнению с предыдущим годом - до 2,78 млрд. грн. А уже к марту вышел на уровень безубыточной работы. Но вот удастся ли удержать показатели работы предприятия «в плюсе» до конца года?
Обещанная правительством поддержка развития внутреннего рынка металла пока «блуждает коридорами власти». А промышленное производство все падает. Индекс промышленного развития в Украине свидетельствует об ухудшении экономической конъюнктуры. В феврале его значения для ключевых отраслей экономики страны - добычи полезных ископаемых, металлургии, машиностроении - снизились соответственно на 3,6%, 6,6% та 11,4%. Да и само падение промышленного производства ускорилось в два раза: январе оно составило 3,2% (по сравнению с январем прошлого года), а уже в феврале - 6%! Страна выпускает все меньше товаров, но при этом просит все больше денег в долг? В любом банке такому заемщику отказали бы в кредите! А мы все думаем, что нам удастся в очередной раз обвести вокруг пальца всю Европу? Но
там нашим обещаниям давно не верят!