Стадный инстинкт в рамках закона

Feb 13, 2013 18:29


Непрестанно заигрывая с потенциальным электоратом накануне многочисленных выборов, очередное украинское правительство столкнулось с необходимостью решить, будет ли кардинально реформирована коммунальная сфера и тарифный вопрос. Ведь в противном случае, бюджет может не вытащить на своих плечах все проблемы ЖКХ, а во многих городах возможны трагедии, в сравнении с которыми алчевская «зимовка» покажется детской забавой. Отсутствие финансов и заниженные тарифы отнюдь не единственная, а возможно, и не самая главная проблема коммунальщиков.


Продолжение. Начало тут: Зачем бедных делать еще беднее?
Когда сегодня ведут речь о необходимости поднятия уровня тарифов до экономически обоснованного уровня, наши чиновники и работники отрасли зачастую лукавят. Ведь технический аспект проблемы ЖКХ не менее затратен, чем оплата текущих расходов. Структура наших коммунальных сетей носит на себе отпечаток давнего советского прошлого, когда стоимость топлива и материалоемкость производства не принималась во внимание. Для снижения и того, и другого необходимо повсеместная замена котлов, насосов, труб, теплопунктов. Большинство из них уже отработали по несколько регламентных сроков эксплуатации и представляют явную угрозу для стабильности водо- и теплоснабжения во многих городах. До этого установленные тарифы и дотации из бюджета не покрывали даже части необходимых текущих ремонтов в наиболее проблемных участках. Тем временем, Национальная комиссия по коммунальным услугам в январе уже предлагала внести в нее и инвестиционную составляющую. И если в цивилизованной Франции доля инвестиционных расходов в общей себестоимости поставки воды достигает 34%, то у нас, с учетом текущего состояния городской инфраструктуры, данный показатель, очевидно, окажется еще выше. Техническая реконструкция и модернизация отечественного сектора ЖКХ необходимо до 700 млрд грн., что сопоставимо с двумя ВВП страны.  Единственный источник такого финансирования - семейный бюджет каждого из нас. Ни один инвестор не  согласиться вложить такой капитал в отрасль с таким высоким риском невозврата инвестиций. А государство выступить в роли такового уже не способно. И иностранные рецепты от МВФ нам здесь вряд ли помогут. В западных странах очень высокий, по нашим меркам, уровень коммунальных тарифов компенсируется высокими доходами населения. Но иного выхода пока нет. Хотя шок от стремительного роста тарифной нагрузки можно компенсировать снижением энергоемкости ЖКХ.

Как показывает опыт ряда постсоветских стран Центральной Европы, рост тарифов можно ограничивать в результате сокращения расхода тепла и энергии. В Украине энергоемкость зданий в среднем в 4-5 раз выше, чем по нынешним европейским стандартам. Соответственно, экономический эффект от энергосбережения будет очень значительным. Но и в то же время - затратным. Модернизация 100-квартирного жилого дома потребует около 2-4 млн. грн. А таких домов только в Киеве - более 10,5 тыс. многоквартирных домов. И для того, чтобы понизить расход тепла и энергии в украинском ЖКХ, необходимы десятки миллиардов гривен. Впору объявлять массовый сбор средств с населения для спасения отечества от развала ЖКХ страны. И подготовка к такому сценарию уже идет полным ходом.
Одновременно с активной пропагандой грядущей тарифной реформы власть решила сделать ее «добровольно-принудительной». Очередное коммунальное «покращення» заставят оплатить всех без исключения. Даже тех, кто уже за свои деньги успел провести собственную реформу ЖКХ в отдельно взятой квартире. Теперь индивидуальные котлы и бойлеры - вне закона. Чиновники решили ужесточить порядок перехода на индивидуальное отопление и ввести штрафы для тех, кто самовольно отключился от тепловых сетей. Нацкомуслуг разработала проект изменений в закон "О теплоснабжении" и "О жилищно-коммунальных услугах", а также в Кодекс Украины "Об административных правонарушениях". По замыслу Госкомуслуг несанкционированное отключение от тепловых сетей отныне должно повлечь штраф в размере 100 до 150 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (1,7 - 2,5 тыс. грн). А вот виновный еще должен будет за свой счет восстановить в первоначальном виде систему централизованного отопления. Поскольку и ранее получить все необходимые разрешения было практически нереально, под категорию несанкционированных попадают практически все «индивидуальщики». И уж открытым издевательством над народом выглядит предложение о том, что при самовольном подключении к теплосистеме, когда нарушитель пользуется теплоснабжением бесплатно, штраф почти на порядок меньше - от 5 до 20 необлагаемых налогом минимумов граждан (85-340 гривен). Другими словами, вора, который крадет тепловую энергию без ведома коммунальщиков, будут  наказывать не так жестко, как тех, кто за свои деньги решил обеспечить себя сам качественным и экономным отоплением и водоподогревом. Власть обосновывает подобные новации необходимостью сохранения баланса существующих теплосетей. Но и населению не предлагает никаких альтернатив. Теоретически есть возможность перехода на «индивидуалку», но целым домом и полностью за счет жильцов. Да и то, если подобное новаторство позволит местные органы власти. Нет необходимости напоминать, что в нашей стране власть использует любую зацепку, чтобы не выпустить из «ловушки ЖКХ» никого и всех загнать в послушное стадо, которое безропотно будет расставаться со все большей частью своих доходов! Нет, не о таком будущем мы мечтали на заре нашей независимости. Да и разве это будущее? Это все тоже прошлое, только завернутое в пеструю обертку правильных лозунгов о пользе капитализма.

Украина, тарифы, МВФ, Европа, кризис, ЖКХ

Previous post Next post
Up