Зачем бедных делать еще беднее?

Feb 12, 2013 19:24


Если тебе достался лимон, сделай из него лимонад. Избитая фраза из бестселлера Дейла Карнеги, очень своевременно пришла на ум Николаю Азарову и всей его придворной свите. Да, действительно, за два года управления страной командой профессионалов, она, эта самая страна, оказалась там, откуда без кредитов МВФ не выбраться. Да, МВФ, как условие дальнейшего финансирования, требует поднятия коммунальных тарифов. Вот не могут европейцы понять, как государство может дотировать все категории населения без оглядки на размер достатка и уровень жизни каждого. Но если в жизни встречаются крупные неприятности, всегда есть шанс использовать их во благо. По крайней мере, себе и приближенным…


Приезд миссии МВФ пришелся на самый благоприятный период в работе старого-нового правительства. Предыдущие выборы прошли. Сокрушительного разгрома удалось избежать. Оппоненты приручены, а наиболее непримиримые - в колониях. Большая часть парламента снова наполнилась «кнопкодавами», а коммунистов, после изгнания их из таможни, удалось удовлетворить (вернее, совратить) должностью первого вице-спикера. До следующих выборов еще два года и население все неприятные последствия очередных экспериментов власти над собой еще успеет позабыть. Ну что, поехали?..
Используя требования МВФ скорее как повод для финансовых репрессий, государство все более настойчиво готовит общество к тому, что вскоре будет очередное повышение коммунальных тарифов. Но если ранее к этому вопросу подходили осторожно, поэтапно, а то и вовсе - половинчато, то сейчас все будет по-взрослому.
По расчетам Нацкомуслуг нынешние тарифы покрывают себестоимость водоснабжения на 60%, а теплоснабжения - на 70%, средневзвешенный тариф на теплоэнергию на 37% ниже ее себестоимости. Уже до конца нынешнего отопительного сезона все может измениться. По планам Нацкомуслуг, чтобы достичь экономически обоснованного уровня, плата за обогрев однокомнатной квартиры должна увеличиться на 75 гривен - до 303 гривен, двухкомнатной - с 333 гривен до 443 гривен, а жители трехкомнатной квартиры должны платить не 441 гривен, а 587 гривен. Но способна ли власть успокоится на этом
Для латания таких дыр в бюджете-2013 для компенсации разнице между тарифами на тепло и водоснабжение и их фактической себестоимостью предусмотрено 7,8 млрд. грн. В общей структуре бюджета это 2% от текущих бюджетных расходов и менее 16% от уровня бюджетного дефицита. Если тарифные диспропорции исключить, общая экономия бюджетных денег составит около 10 млрд. грн.
Но это только на бумаге. В действительности тарифная проблема намного сложнее. Сейчас коммунальные платежи (включая газ и электроэнергию) составляют в Украине в среднем 9,5% от общего объема расходов домохозяйств. Во многих других странах Центральной и Восточной Европы этот показатель, даже с учетом более высоких пенсий и зарплат, значительно выше. И если доля коммунальных тарифов в общей структуре семейных расходов  вырастет до 11-12% это ощутят лишь пенсионеры да, действительно малоимущие. Им-то как раз компенсировать прирост затрат из бюджета будет дешевле, чем дотировать всю ЖКХ страны. Но 37% дефицита тарифов, это еще не вся проблема, е только ее часть, к тому же - незначительная. При расчете тарифа на теплоэнергию все еще заложена цена на газ от 2008 года - 686 грн./тыс. куб. м, что примерно в пять раз меньше реальной стоимости импортного газа. И потому в бюджете на 2013 год кроме прямых субсидий коммунальщикам предусмотрено выделение Нафтогазу Украины 21,5 млрд. грн. для компенсации потерь от поставки дорогого импортного газа предприятиям теплокоммунэнерго (ТКЭ) по фиксированным сниженным ценам. И таким образом, если полностью убрать из бюджета все затраты на субсидирование убыточных тарифов, то размер их повышения сразу же вырастает втрое (10 млрд. грн. + 21,5 млрд.)! Пока что правительство устами Азарова пытается успокоить народные массы рассказами о том, что дифференцированное повышение тарифов способно решить проблему.  Это так, но лишь частично. Предыдущее введение дифференцированных тарифов на электроэнергию (по данным одной из областных энергокомпаний) затронуло лишь около 1-2% от общего числа потребителей. Если же и тепловые тарифы вырастут до «экономически обоснованного» уровня только у 3-10% населения Украины, остальные в той или иной степени останутся на дотации. А ее размер от этого сколь-нибудь серьезно не изменится. Наши налоги, как и ранее - транзитом через бюджет, будут уходить по цепочке посредников к тем же предприятиям ЖКХ, постепенно оседая в карманах «нужных людей».

С другой стороны, а зачем их вообще поднимать? Ведь сформировавшаяся за два последних десятилетия система субсидий для ЖКХ как-то работала. Да и 30 млрд. грн - это всего треть от всех видов помощи льгот, дотаций и госкредитов, которые предусмотрены в бюджете. Но ведь этими благами пользуется вся страна! Такой подход тоже имеет право на жизнь. Но только если не брать во внимание технический аспект проблемы. Коммунальные сети слишком изношены, а потому качество предоставляемых услуг зачастую не стоит даже тех, дотационных тарифов, которые все мы еще платим
При нынешнем уровне финансирования коммунальная сфера не может финансово обеспечить подержание работоспособного состояния городской инфраструктуры. А это влечет за собой массу других неприятных последствий. В качестве примера можно сослаться на то, что в настоящее время в стране ежегодно замены требуют 2,2 тыс. км изношенных водопроводных сетей, что составляет 2,9% от их количества. По причине хронического дефицита финансирования заменяют лишь 0,8% от необходимого количества. То, что течет по оставшимся без ремонта и замены, даже водой иногда назвать нельзя. И в то же время только за прошлый год, производство труб в Украине снизилось на 11,3%. А падение производства на крупнейшем заводе страны, Харцизском ТЗ, и вовсе достигло 39%. Привлечение инвестиций в отрасль ЖКХ может с одной стороны провести основательную модернизацию всего водопроводного и теплового хозяйства, а следовательно - повысить качество коммунальных услуг и их себестоимость (сейчас потери тепла и воды иногда исчисляются десятками процентов). Но во что обойдется стране такая инвестиционная программа? (Продолжение: Стадный инстинкт в рамках закона)

Харцызский ТЗ, ТКЕ, Азаров, тарифы, МВФ, ЖКХ

Previous post Next post
Up