Первая новость из швейцарского Давоса вначале порадовала. Янукович встретился с Лакшми Митталом. Сразу же в сознании зародилась надежда, что наш президент, по примеру своего французского коллеги, встал грудью на защиту родных металлургов. Ведь ситуация в Кривом Роге и во французском Флоранж похожа до мелочей. На обоих заводах сталелитейного магната начались сокращения. Во Франции без работы могли остаться около 600 человек, в Украине - 17 тысяч на протяжении последующих пяти лет. Сломать Миттала во Франции так и не смогли. Спорное доменное производство там все же остановили. Может быть, у нас многотысячные митинги уволенных работников под воротами АрселорМиттал Кривой Рог помогли украинскому президенту найти убедительные доводы в пользу сохранения рабочих мест? Как оказалось, он их даже не искал. В разговоре с главным оптимизатором персонала на своих заводах наш гарант конституции всего лишь обсуждал перспективы мирового рынка стали. Вроде он в этом хоть как-то разбирается!
Ну да ладно! В конце концов, проблемы в общении Януковича с мировыми лидерами и крупным капиталом представляют интерес разве что для психиатров. Но в том же Давосе другой сталелитейный магнат, руководитель Индустриального союза Донбасса Сергей Тарута, жаловался на невыплаты возврата НДС от экспортных поставок металла в сумме до 5 млрд. грн. И упомянул, что без финансовой поддержки российских совладельцев заводы ИСД давно бы встали. Другой украинский миллиардер, Виктор Пинчук, который в Давосе уже который год организовывает украинский ланч, на днях познал все прелести ведения бизнеса по-украински. В адрес его предприятия Интерпайп Нижнеднепровский трубопрокатный завод подан иск о возврате 261,8 млн. грн. задолженности за газ. Прошлогодняя история с взысканием 570,567 млн. грн. уже была проиграна во всех инстанциях. Что более чем странно, учитывая тот факт, что поставки газа промышленным потребителям оплачиваются авансом. Тем не менее, это не помешало Януковичу в октябре благодаря Пинчуку покрасоваться перед телекамерами на открытии нового современного завода Интерпайп Стиил. Всем кому я должен - я прощаю? Похоже, что этот девиз французского короля Людовика Янукович решил вывесить на своем президентском штандарте!
Но нашему гаранту и этого показалось мало! Казну наполнять чем-то нужно? И на свет появляется законопроект, поданный главой Министерства рэкета и поборов, простите, оговорился - министром доходов и сборов Александром Клименко. Суть проста - весь экспорт сельскохозяйственной, металлургической и химической продукции отныне будет сверяться со средними ценами, определяемыми государством. Сам по себе закон более чем своевременный. Украина пока единственная страна в Европе, где ничего подобного не было. В России подобный механизм был задействован в прошлом году. Отсутствие подобного закона приводила к тому, что в 2009-2012 гг. продукция ферросплавных комбинатов за рубеж поставлялась с дисконтом 49-66% от текущих биржевых котировок. При этом сами ферросплавщики постоянно говорили об убытках и требовали компенсаций стоимости электроэнергии из бюджета, а в целом по стране общая сумма подобных поставок, выводимых из-под налогообложения, составляла около 100 млрд. грн. в год
Даже по предварительным подсчетам, махинации с экспортными ценами пробивали дыру в бюджете на 20 млрд. грн. Но вариант, предложенный Миндоходов, имеет один существенный изъян. Вся особенность - в методике определения этих самых средних цен. В альтернативном законопроекте, разработанном еще прежним составом Кабмина, предполагалось, что они будут устанавливаться на основе биржевых котировок и соответствующих рекомендаций международных консалтинговых компаний. Вариант Клименко содержит норму, что рыночную цену на экспортные товары определяет специализированный Центр мониторинга при Миндоходов. Теперь налоговики будут сами себе определять, с какой суммы взимать доначисления. И многие предприятия будут крайне неприятно удивлены тем, по какой цене они должны продавать свой товар за границу. В первую очередь, под действие репрессий попадут ферросплавщики, следом в очереди - производители химикатов. Даже металлургический гигант, Метинвест, который, по мнению многих экспертов, является чуть ли не образцом уплаты налогов в стране, может ощутить на себе всю мощь влияния государственного налогового пресса. Именно поэтому даже на заседании Кабмина идея введения механизма трансферного ценообразования была не очень тепло воспринята двум вице-премьерами и Министром энергетики. Тем не менее, авторитет президента и его ставленника возобладал, и проект закона приняли с небольшими оговорками.
Теперь очередь за парламентом. С одной стороны, для представителей бюджетообразующих отраслей в нем предусмотрены определенные временные поблажки. Тем не менее, битвы за «трансферные цены» в сессионном зале будут ожесточенные. Речь идет о многих миллиардах, что заставит народных избранников, проведенных в парламент по квоте большого капитала, в полной мере отработать инвестиции в самих себя. Но какой бы не была дальнейшая судьба этого закона предельно ясно одно. Не сумев спасти экономику от влияния кризиса, власть пытается заткнуть дыры бюджета за счет внутреннего производителя. Вначале - мелкого и среднего предпринимательства, значительно сузив рамки деловой инициативы новым Налоговым кодексом. А теперь - крупных акул бизнеса. Но эти просто так не сдадутся, им есть что терять.
А президент может и далее рассуждать в Давосе о перспективах мировой металлургии. С таким подходом к поддержке собственной сталелитейной отрасли влияние Украины на мировую выплавку стали станет вскоре совсем незаметным…