А моська все же лает на слона!

Nov 28, 2012 15:07


Последние события вокруг конфликта руководителей корпорации АрселорМиттал и французского правительства немало позабавили всех причастных. Шутка ли? Во второй по величине экономике Евросоюза предлагают убраться из страны металлургическому концерну, который, даже в условиях падения показателей, занимает место №1 в мировом табеле о рангах сталелитейных гигантов. Не в меру рьяного министра-спасателя промышленности тут же одернули и даже заставили изъясниться по этому вопросу более толерантно, «с чувством, с толком, с расстановкой».  Но сути проблемы это не меняет! В металлургии кризис потребления, металл не нужен в таких объемах как ранее. А следовательно, не нужны и заводы его производящие. И как найти выход из этой ситуации, не знает никто…



В борьбе Министра и Монстра победил…
Собственно, ситуация, в которую попал АрселорМиттал во Франции, достаточно типична для многих европейских стран. Местные металлургические заводы закрываются один за одним. Люди остаются без работы, бюджеты без денег, местные общины - без поддержки и развития. Это неприятно, сложно, угрожает самим устоям стабильности в обществе. Но! Когда в ответ на предупреждение о закрытии одного из нерентабельных металлургических заводов на дверь прямо указывают концерну, который все же обеспечивает работой как минимум еще 20 тыс. французских граждан. Невольно возникают сомнения как минимум - в неадекватности Министра промышленности Франции Арно Монтебур; как максимум  - в его же неподкупности. Ведь только были сказаны слова о том, что «здесь не нужна Mittal, потому что она не уважает Францию», как тут же дальнейшая судьба ее французских активов очень и очень заинтересовала представителей другого металлургического монстра из страны медведей - Северстали. Так может к давним таежным далям и тянутся ниточки «французского заговора»? Если так, то это, по меньшей мере, нелогично…
Главное - ввязаться в бой!
Желание сбыть цену и вынудить конкурента продать привлекательные активы в самом центре Европы - вполне понятное. Впрочем, и себестоимость производства стали и проката здесь выше, чем в России, но российские компании старались сюда по причине большой емкости европейского рынка и близости к потребителям металла - автозаводам, строительным компаниям. Ну так было раньше. А сейчас понимает ли Алексей Мордашов, в какие игры он начал играть? Или зачем это ему? После кризиса 2008 г. рынок сократился на 22,5% до 155 млн т, и «без перспектив быстрого восстановления». Но даже если и будет некоторое улучшение конъюнктуры европейского рынка стали, то продлиться оно недолго. Eurofer планирует, что в 2013 году а еврометаллургии будет  незначительное улучшение, да и то - во втором полугодии. А дальнейшие перспективы европейского рынка весьма пессимистически. Американская корпорация US Steel безуспешно продает меткомбинат в Словакии, Arcelor Mittal надолго остановил  работу доменных печей, и российская компании Мечел заморозила  производство на пяти своих заводах в Румынии, а Tata Steel Europe и ThyssenKrupp запускают программы сокращения затрат. Тяжелые времена в европейской металлургии, очевидно, будут продолжаться еще долго. В мейнстриме движется и главный европейский интриган - Северсталь. Уже в  декабре запланирована остановка доменной печи на итальянском заводе компании Lucchini. Мощность завода - около 2,5 млн т стали в год или 10% общего производства в Италии в 2011 г. И Северсталь потратила на скупку акций завода более €870 млн. Но в кризис Lucchini принесла «Северстали» почти €1 млрд. убытка.

Если выплавка металла и выпуск проката не приносит прибыли, нужно просто поискать деньги по другим заначкам. Что, собственно, Северсталь и делает. Но тут, как и во Франции вскормленной Мордашовым металломонстр привык загребать жар чужими руками. В частности - украинская ассоциация предприятий черной металлургии УкрМет не так давно узнала о намерении начать антидемпинговое расследование Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) для ограничения импорта оцинкованной продукции из Украины. При этом сам Алексей Мордашов заявил, что для антидемпингового расследования есть все доказательства демпинга и ущерба для промышленности Таможенного союза (ТС) от импорта из Украины и Китая. На единую таможенную территорию стран ТС уже распространены все меры торговой защиты. Антидемпинговая пошлина в отношении импорта украинских стальных труб диаметром до 820 мм для некоторых украинских производителей достигает 37,8%.
Спецоперация спецметаллургов?
Если попытаться сопоставить события во Франции, в России, у нас, невольно возникают подозрения в планомерной спецоперации против металлургов из Украины. Выбиты подпорки у АрселорМиттал в Европе - она вынуждена покрывать убытки за счет сокращения расходов и персонала украинского завода в Кривом Роге. Запланированы антидемпинговые пошлины на территорию России - явное противодействие планам Метинвест Евразия на четверть увеличить годовой объем сбыта проката на территории РФ. Да и спонсоры мариупольских экологических митингов пока не донца выяснены. По одной версии партия, воспользовавшись традиционно протестным настроем извечно «бойковско-морозовского» электората попыталась увести внимание от бесчинства на выборах и при подсчете голосов. А ведь может быть и совсем другой вариант: иностранные конкуренты подогревали протест горожан, планируя добиться от власти волевого решения закрыть неблагополучные в эко-вопросах предприятия? Цель - обеспечить длительный простой и потери нишей на рынке? Чем не гипотеза? Но об этом знает лишь сам Алексей Мордашов. Если кто его увидит - спросите. Мне интересно!

Украина, Северсталь, Китай, АрселорМиттал Кривой Рог, Таможенный союз, Метинвест Евразия

Previous post Next post
Up