Ударим ледоколом по кризису?

Nov 24, 2012 15:18


Необходимость революции, о которой так долго и упорно твердили металлурги Украины, свершилась. Собственно, революций будущие процессы в экономике страны назвать  нельзя, так, скорее переворот. Да и он под большим сомнением, Но если все же получиться, кризису можно будет сказать: Good bye!

Собственно, корабелы уже могут откупоривать шампанское. Судостроение стало второй отраслью после электрометаллургического комплекса, которой предоставлены льготы в обмен на обещания реанимировать производство и привлечь зарубежные заказы. Закон «О проведении экономического эксперимента по государственной поддержке судостроительной промышленности», будет действовать до 1 января 2023 г. Список преференций - внушительный:  с 2013 года корабелы не оплачивают НДС и таможенные сборы при ввозе импортного оборудования для строительства и ремонта судов. Судоверфи избавят от долгов и пени по налогам и платежам в госфонды. Авансовые платежи от заказчиков и предоплата по контрактам, попадает на спецсчета заводов И расходовать эти деньги можно лишь на производственные цели, а взыскивать долги - нельзя. Государство обещает стимулировать отрасль оборонными госзаказами в ближайшие 10 лет. Самый крупный военно-морской проект - строительство до 2022 г. четырех корветов общей стоимостью более 16 млрд. грн. Правительство обязуется выступать поручителем при получении иностранных кредитов.
Дорога ложка к обеду

Правильный закон, нужный. Да вот только бы немного раньше… Ведь с начала года фрахтовые индексы, которые определяют спрос и изменение цен на морские перевозки, упали на 50%. Треть судостроительных мощностей на мировом рынке - лишние. Но! Нам бы их проблемы! Ведь в Украине заложенные во времена СССР судостроительные мощности используются не более чем на 10%. Поэтому, если нам удастся подняться до общемировых 60% загрузки - то уже одно это будет несомненным успехом. К тому же последнее время государство не очень то баловало отечественных корабелов щедростью и вниманием. С января по август 2012 года отечественные судостроительные заводы экспортировали на $200 млн. А в это время НАК «Нафтогаз України» с подачи топливного министра Бойко закупает в Сингапуре морскую буровую платформу на $387 млн. 
Все же реалистичность планов, заложенных в законе, вызывает определенные сомнения. По многим специальностям  численность квалифицированных рабочих и специалистов на предприятиях сократилась в 20 (!) раз. Даже получив заказы на 60-80% загрузки мощностей, судоверфям понадобится не один год, чтобы их выполнить.
Претенденты на спасение

Бесспорный лидер отрасли - Черноморский судостроительный завод в Николаеве ранее был базой для строительства авианосцев для ВМФ. Но последний построенный корпус судна был продан как плавучее казино китайцам, а в этом году, достроенный и  вооруженный вошел в строй ВМФ Китая.
Феодосийский завод «Море» специализируется на выпуске крупных военных десантных судов на воздушной подушке типа «Зубр», быстроходных ракетных катеров и пассажирских судов на подводных крыльях. Керченский «Залив» специализируется на танкерах и буровых платформах. На Херсонском судостроительном заводе также выпускали танкеры, контейнеровозы и другие суда торгового флота. Получение военных заказов от Минобороны Украины маловероятно ввиду скудности бюджета. Остаются иностранные заказчики. Европа и США не придут сюда по политическим мотивам, а Китай предпочитает покупать не суда, а технологии их постройки. В отличие от нас в Поднебесной давно поняли, что строить у себя и выгоднее и надежнее.  По этой же причине не стоит ждать сильного наплыва покупателей на торговые суда. А строить буровые вышки и плавучие платформы, по мнению наших министров лучше за границей. Не так давно в компанию к двум скандальным из Сингапура решили добавить еще две, причем по более высокой, чем ранее цене. Наверное, Бойко решил таким образом компенсировать свои моральные издержки в ходе скандала вокруг двух первых вышек, названных его именем. Определенную заинтересованность в строительстве зерновозов высказывал крупнейший зернотрейдер страны - концерн Нибулон. Да еще владелец нескольких судостроительных заводов Украины Вадим Новинский заявил о наличии заказов из России на сумму в $50 млн. Тоже не впечатляет…

Ради чего сыр-бор затевать?

Если эксперимент в судостроении позволит сдвинуть дело с мертвой точки, пользу от этого могут ощутить многие смежные отрасли. Строительство турбин и автоматики, часть электронных комплексов. Но самое главное - корпуса судов. Поэтому принятия закона металлурги ждали с такими же надеждами на возрождение, как и кораблестроители. Ведь сейчас основной производитель стального корабельного листа, мариупольский меткомбинат Азовсталь, пока теряет в объемах производства. А Енакиевский метзавод даже расширил сортамент за счет более длинных видов проката, которые могут использоваться именно в судостроении.  Для металлургов активизация отечественных судоверфей означает дополнительные объемы плоского листа и профиля, а для государства - развитие внутреннего рынка потребления стали и улучшение торгового баланса. Ведь поставлять за границу готовые суда выгоднее, чем просто листы стали. К тому же пример госпомощи для сталеваров еще свеж в памяти: в 1999-2001 гг., когда металлурги пользовались льготами, прирост выручки составил 64,4%, а экспорт вырос почти в два раза (с 9,2 до 17,3 млрд. грн.). Украина сумела обойтись без стабилизационных кредитов МВФ, сократила внешний долг, а Нацбанк успешно поддерживал стабильный курс гривны.
Пример соблазнительный. И может судостроителям удастся войти в ту же реку дважды, вслед за металлургами. Да вот только в 1999-2001 такого слова как «мировой кризис» еще никто не знал…

судоверфи, Енакиевский МК, металлургия, Азовсталь, экспорт, Нафтогаз Украины

Previous post Next post
Up