Православные балы: аскетика в танце.
До революции среди духовенства Русской Православной Церкви отношение к балам было в целом отрицательным. Кто-то критиковал очень жестко, кто-то умеренно, кто-то просто махал рукой, дескать, чем бы дитя не тешилось… Естественно, бал, как пышное развлечение знати, праздное времяпровождение, трата денег, мимолетные романы, влекущие за собой измены и дуэли, все это никак не сочетается с идеалами христианской нравственности, отсюда и критика этого явления. Что же поменялось так кардинально в нашем обществе, что балы теперь повсеместно устраиваются церковной молодежью, с благословения и при поддержке священноначалия? Теперь, вместо осуждения, мы слышим приветственные слова архипастырей и священников, обращенные к молодежи, собирающейся на балы, притом, балы организованные именно церковными структурами?
Ответ кроется в старой поговорке: «все познается в сравнении». Бал, с его строгим этикетом, отсутствием близкого телесного контакта, трудными танцами, требующими серьезной предварительной подготовки, а также большой собранности и дисциплины во время исполнения, оказался несравненно более целомудренным (если не сказать - аскетичным) явлением, по сравнению с современной дискотекой, ночным клубом и другими подобными способами времяпровождения. Оказалось, что скопировав (с некоторыми современными изменениями) такую старинную форму молодежного досуга в современность, мы получаем позитивную среду для знакомства и общения. Возможно, мы когда-нибудь доживем до таких страшных времен, когда дискотека в стиле 2000-х будет выглядеть очень целомудренно по сравнению с окружающей действительностью, но, я все же надеюсь, что классический бал останется образцом для подражания и последующим поколениям православной молодежи.
Рискну предположить, что молодежный отдел Новосибирской епархии в далеком 2009 году одним из первых в России сделал эксперимент по воцерковлению бала. Тогда он был проведен в рамках Сретенского вечера, посвященного Всемирному дню православной молодежи. После этой, любительской, по большому счету, попытки, к движению присоединились профессионалы: танцоры, реконструкторы, спонсоры, и он превратился в яркое и красочное мероприятие. Но уж, коль скоро я стоял у истоков православного молодежного бала (по крайней мере, в Новосибирске), считаю своим долгом черкнуть несколько слов о том, что нужно помнить участникам, чтобы бал не превратился просто в костюмированную и красиво обставленную «тусу», но такую же гнилую, как дискотека в ночном клубе.
Итак, начнем с плюсов. Почему бал - это правильно?
Во-первых, потому, что девушки надевают платья! ))). Бал без дресс-кода, хотя бы минимального - уже не бал, а профанация. Вальс в исполнении девушки в джинсах и юноши в трениках будет выглядеть, простите, идиотски. Для танца нужны соответствующие наряды, которые, призваны облагородить своих обладателей. В классическом костюме, не говоря уже об исторических смокингах, сюртуках, камзолах, мундирах… у юношей сами собой расправляются плечи, одежда обязывает сделать это. Дело в том, что в давние времена не было одежды «унисекс», это теперь под растянутым свитером и отвисшими штанами можно спрятать любое, даже самое тщедушное тельце. А раньше мужские костюмы шились в расчете на сильных, подтянутых, широкоплечих мужчин, и, чтобы носить такую одежду, нужно хотя бы немного соответствовать. Для девушек классическое платье тоже серьезное психологическое упражнение. Держать осанку, плавно передвигаться, не опускать подбородок и смотреть на все несколько свысока, держать дистанцию в общении с парнями, ох как это трудно современной девушке. Иной раз прямо видно, что девушка второй раз в жизни надела платье, настолько неловко и неуклюже она выглядит в традиционном женском наряде. Дресс-код расставляет все точки над i: кто мальчик, а кто девочка, и даже не в плане половой самоидентификации. Он заставляет вспомнить свои исторические социальные роли, примерить их на себя, хотя бы на время бала. Как знать, а вдруг юноша, однажды расправив плечи на балу, никогда больше не ссутулится? Он будет смелым, решительным, как и подобает молодому мужчине, ведь одежда сильно влияет на положение тела, а тело, в свою очередь влияет на состояние души. А девушка, надев впервые классическое платье, прочувствует, как должна вести себя благородная девица, и сохранит это состояние за пределами бального зала: в своем институте, дома, на улице. Подумайте, как изменится наше общение и наше общество, если, например, в очереди в институтской столовке юноши и девушки будут вести себя так же благородно, как на балу!
Второй плюс - возможность проверить друг друга.
Сегодня молодежи навязывается принцип, что проверить друг друга можно только в постели, подходит тебе «партнер» или нет. Кроме несчастья, горького разочарования и венерических заболеваний такие проверки ничего не несут, собственно вообще никакой проверки не происходит. Просто блуд, смертный грех, отлучение от Причастия… А как же тогда проверить друг друга? Легко! Пока звучит вальс! Давайте разберем подробнее. Первая проверка - приглашение на танец. Приглашает ли ОН именно ЕЁ танцевать, соглашается ли ОНА танцевать именно с НИМ, то есть вообще, нет ли взаимной антипатии? Ведь он мог выбрать другую, и она могла пропустить танец, когда приглашает не очень приятный ей кавалер. Допустим, антипатии нет, люди в принципе готовы общаться и танцевать друг с другом, теперь начинается самое главное, насколько они подходят друг другу. В танце мужчина проявляет инициативу: приглашает даму, «ведёт», то есть руководит движением пары в круговороте танца, избегая столкновений и неловкостей. Притом, делается это, не зажав ее в жесткие объятия, а лишь легко касаясь вытянутой рукой до талии. Здесь уже можно оценить абсолютно все, в том числе и для предполагаемой семейной жизни. Насколько активен кавалер, насколько он способен вести, управлять парой, может ли держать себя в руках и не «липнуть» к даме? Не слишком ли он груб и неотёсан? Может ли вести разговор? Не отвлекается ли он от беседы с ней во время танца взглядами на других красавиц, не запускает ли глаза в ее декольте? Не огрызается ли на других кавалеров, не ревнует ли… Может ли он одним лишь легким прикосновением руки управлять движением партнерши? Соглашается ли она с таким положением, готова ли слушаться, подчиняться, быть ведомой именно им? Не начинает ли она сама вести кавалера? Может быть, она откровенно скучает во время танца? Для внимательного человека все становится понятно. Для тех, кому одного раза мало, может быть еще две попытки: с одной партнершей или партнером нельзя танцевать более двух танцев подряд, и не более трех за вечер. Может она откажется танцевать с ним второй раз, или он не захочет подходить к ней больше. Вот все и прояснилось! Такое жесткое ограничение на количество танцев с одним партнером или партнершей связано со следующим положительным принципом бала.
Третий плюс - возможность проверить всех (ну, или многих)
Как девушка отреагирует на поведение парня, который сегодня приглашает ее в кино, причем она знает, что вчера он приглашал другую, а на завтра пригласил третью? Нормальная девушка скажет: ты уже определись, за кем ты ухаживаешь, а потом приглашай. А как ему определиться, если он их видел лишь издали, а как только подошел ближе - так сразу: ну ты давай, определяйся. А вот на балу можно потанцевать со всеми, не нарвавшись на отказ по причине ревности. Сначала с одной, потом с другой, потом с третьей. В итоге, к концу вечера молодой человек или девушка должны поменять столько партнеров, сколько было танцев, и всех проверить на «профпригодность». Ну, а с некоторыми можно потанцевать два или три раза, удостоверившись в своем выборе. Даже семейные пары, оказавшиеся на балу, могут быть временно разбиты танцем. Конечно, мужу с женой может быть позволено более трех танцев, но, если кто-то своим приглашением разбил пару и попросил разрешения потанцевать с женой, это не повод для ревности, при условии, что он ведет себя достойно. А взрослый, сформированный мужчина вполне может в это время пригласить на танец молоденькую девушку и продемонстрировать ей как должен выглядеть и вести себя настоящий мужчина (а то, мы что-то стали забывать…), при этом, разумеется, он будет вести себя так, что не заставит свою жену ревновать или нервничать. Бал это территория равных возможностей. И Золушка, и Мачеха имеют право танцевать с Принцем, а он обязан танцевать со всеми дамами. Кстати, зная этикет бала, можно определить, что Принц в известной сказке влюбился в Золушку по уши. Влюбился настолько, что грубейшим образом нарушил все правила этикета и даже приличия, и танцевал весь вечер только с ней, чем вызвал справедливое негодование и зависть ее соперниц. Итак, бал это взаимная проверка, причем проверка массовая, открытая, легальная, как говорится «без палева», ничем не обязывающая, ни чем не выдающая наших намерений и эмоций. Он подошел, потому что ты ему нравишься? Может быть. А, может быть, ты ему просто не так противна, как соседка, а танцевать с кем-то надо! А, может быть, он вообще смотреть на тебя не хотел, но всех дам уже разобрали, и он танцует с тобой. А в танце ты как раз и понравилась ему больше всех. Но, следующий танец он должен танцевать с другой, чтобы слишком не увлекаться мимолетными чувствами. А если он пригласил тебя во второй раз, вовсе не значит, что завтра будет свадьба. Просто ты хорошо танцуешь или умно разговариваешь.
Четвертый плюс - аскетическая тренировка: регламентированное, формализованное общение с противоположным полом.
Ну, и причем аскетика, спросите вы? Какая аскетика, когда рядом полно молодых красавиц и кавалеров? Дело в том, что аскетика для монахов и для мирян отличаются друг от друга. Задача монаха в том, чтобы не позволять себе в принципе сближение с противоположным полом. Задача мирянина - общаясь со многими выбрать единственную. Монаху в какой то степени проще: он должен запретить себе все, полностью искоренить влечение к противоположному полу, дистанцироваться, даже запретить себе думать об этом, полностью убить в себе мужчину и стать ангелом во плоти. Мирянину нужно искоренить влечение ко всем (при этом оставаясь в миру, в непосредственной близости от разнообразных искушений), но сохранить и приумножить влечение к своей законной супруге, при том, что остальные женщины ничем принципиально не отличаются от нее.
Пока молодой человек живет, не задумываясь о создании семьи - он живет по правилам монашеской аскетики: дистанцироваться от половых искушений, не обращать внимание на девушек, не сближаться с ними. Точно то же самое можно сказать и о девушках: пока не пришло твое время - не надо крутить романы с парнями, нужно учиться, молиться, трудиться, спортом заниматься… Но вот, когда наступает время создания семьи, молодым людям приходится выходить из своей воображаемой кельи и сближаться с противоположным полом. Здесь уже невозможно приказать себе не думать и не чувствовать, поскольку нужно выбирать и проверять свой выбор, но, с другой стороны, нельзя позволить себе впасть в искушение, нельзя давать волю страстям, тем более делать свой выбор по страсти. Общаться с противоположным полом нужно, но погружаться с головой в омут влюбленностей нельзя (а ведь так хочется!). Вот здесь и включается специфическая мирянская аскетика, коренным образом отличающаяся от монашеской. Быть у прохладных родников в жаркий полдень и не испить, даже не прикоснуться к воде до времени, не выбрав, не осмотревшись. А выбрав уже не пробовать другого. Монах решает проблему просто - уходит от источника в пустыню и приучает себя жить без воды... Немного гротескно, но очень близко к реальности. Мирянин, наоборот, живет рядом с этой водой постоянно, видит ее, слышит ее журчание, ощущает прохладу, которую она несет, но напиться может только из своего источника как бы далеко (и по времени, и по расстоянию этот источник не находился).
Бальный этикет позволяет общаться с противоположным полом, но не в укромных уголках, а на виду, при всех, не позволяя себе ничего лишнего. Можно танцевать с парнем, в которого влюблена, но не с ним одним, с другими тоже. Можно говорить комплименты, но не только девушке, которая нравится, а всем. Парню можно быть с девушкой рядом, но нельзя обняться, нужно строго держать расстояние вытянутой руки… Внешние правила сдерживают юношеские эмоции, регламентируют поведение тогда, когда своей воли или мозгов не хватает. Даже всегдашний атрибут бала, перчатки - не пустая формальность, это напоминание, что в общении молодых людей не должно быть никакого телесного контакта, ибо он слишком кружит голову. Ну, а если мы вспомним этикет танцев предшествовавших вальсам и мазуркам? Посмотрите традиционные кавказские танцы, или славянские (но только не марсианскую клюкву из «ансамбля песни и пляски»), вы увидите, что мужчина ведет партнершу вообще не прикасаясь к ней! Вот такой бесконтактный бой)).
Этикет - некий эталон поведения, придерживаясь которого можно тренировать аскетику, при общении с противоположным полом. Он поможет избежать и мелких оплошностей, и непоправимых ошибок, и жизненных трагедий. Главное, чтобы эти правила благородного общения жили не только в бальных залах. Не нужно останавливаться на краткосрочной костюмированной игре, мимолетной исторической реконструкции. Повесив в шкаф бальный наряд, не нужно расставаться с внутренним благородством.
Теперь об ошибках. То, чего не нужно делать
Не нужно думать, что именно на этом балу сложится счастливая пара, и вы найдете своего избранника (избранницу). Это, конечно, может случиться, но идти на бал именно с такой целью нельзя. Во-первых, будет разочарование, если мечты не воплотятся в жизнь. Во-вторых, люди сильно торопятся, чтобы найти себе пару, и если прекрасный принц на этот бал на явился, золушка ищет себе принца похуже, ведь нельзя же возвращаться с пустыми руками! Зря что ли платье шила, прическу делала? А, может, твой принц на следующий бал собирался, а ты уже на этом второй сорт взяла))). Мы убеждаем себя, что обязательно кого-нибудь встретим, и, встретив просто кого-нибудь, убеждаем себя, что это именно он (она). Так нельзя!
Дресс-код. Эта тема, касается в основном девушек. Парням проще, надел костюм - и порядок, если это, конечно, не реконструкторский бал в стиле Людовика XIV. У девушек выбор богаче: сотни оттенков цвета, тысячи вариантов покроя! Пожалуйста, надевайте красивые, но целомудренные платья. А то бывает: платье в пол, но при этом разрез, чуть не до пупка, а сверху, навстречу разрезу, такой же вырез, и тоже до пупка. Короче, такие платья, что элитные проститутки нервно курят в сторонке… Конечно, появиться в таком платье очень эффектно, соперницы обзавидуются, от кавалеров отбоя не будет. Но что это будут за кавалеры? Дурачки, не умеющие отделить половое влечение от искренних чувств; слабачки, которые отличать умеют, но управлять собой не в состоянии и, третья категория, целенаправленные охотники за женскими телами. Берегите себя, одевайтесь благородно!
Набор танцев. Это, скорее к организаторам, но участников тоже касается. Проводите классические балы! Бывает такой «бал»: два-три вальса, потом танго, потом латино, потом вообще дискотека, скачки и медляки. Какой уж там этикет… Зато народ доволен: сложные танцы игнорим, а скакать под музыку и обжиматься никого учить не надо. Запомните, не все танцы (и даже не все танцы, называемые бальными), соответствуют понятию благородного бала. Ну, а если уж организаторы запланировали какую-нибудь ерунду, участники могут просто постоять, пообщаться в сторонке.
Ну, и еще из практики. Бал требует серьезной подготовки, как со стороны организаторов, так и со стороны участников. Не частите с балами, а то бывает, практически все свободное время молодежи уходит на подготовку к очередному мероприятию, которое случается чуть ли не раз в квартал. То в одном месте бал проводят, то в другом... везде поучаствовать хочется. Пусть лучше будет один или два праздника в год, зато на высшем уровне и с большим количеством участников, чем много мелких танцевальных тусовочек. Ведь, кроме балов у православной молодежи есть более важные дела.