Одна из последних работ Д.К. Зеленина О происхождении северновеликорусов Великого Новгорода // Доклады и сообщения Института языкознания АН СССР. 1954. Вып. 6. С. 49-95. появилась в печати со следующей редакционной сноской "Редакция, помещая статью Д. К. Зеленина, интересную в лингвистическом отношении, просит этнографов, археологов и языковедов
(
Read more... )
Другими словами - все вычисления Калласа достаточно умозрительны и далеко не обязательно верны. Но при этом факт использования у финнов слова роотси в отношении Ливонии - засвидетельствован, и таким образом, доводы предложенные Зелениным - остаются в силе!
Reply
Не у "финнов", у эстонцев-переселенцев. Финнов, как раз, карелы самих называли руотс'ями :)
Reply
А у красненских переселенцев здесь как раз нет этого слова. В отличие от прочих. Из чего Каллас пытался делать вывод о дате их переселения. Но этот вывод совсем не обязательно верный. Ибо слово они могли просто забыть, заменив его заимствованием из русского.
Reply
"Прочих" нет, есть красненские и лудзенские эстонцы, относительно которых Каллас и делал свои наблюдения, кои и касаются только этих, проживавших вне основного арела расселения эстонцев этнических групп. К эстонцам, как таковым, наблюдения не относятся вообще и попытка такой экстраполяции некорректна.
Reply
Насчёт русских не знаю точно - хотя, на сколько можно судить по другим народам - русские хоть и не очень часто, но, тем не менее, довольно регулярно вступали в брак с представителями других этносов. С кем угодно - на севере с финно-угорцами, с вепсами, сету, коми, ямью и т.д. в Сибири с сибирскими народами, с якутами, татарами сибирскими, на Кавказе - с кавказцами, и даже в Средней Азии с местными и то бывали браки. Причём - как женились на местных, так и русские женщины бывало выходили за них замуж. Особенно в советские времена эта тенденция усилилась. Так что - думаю, это вполне можно экстраполировать и на мордву и прочие поволжские народности.
Ну тем не менее - у эстонцев факт использования данного слова в отношении Ливонии зафиксирован, и это интересно. Следовательно предположения, которые делает Зеленин - вполне допустимы.
Reply
В ряде районов области существуют смешанные мокшано-эрзянские поселения, там они по отношению к русским либо татарам выступают как единая "мордва". Они помнят, кто из них кто, но представляют собой единую социокультурную среду. В деревнях браки с русскими были весьма редки и всегда рассматривались как "событие", особенно, если русская девушка выходила за мордвина. Сибирь (и некоторые иные окраины империи), в этом смысле, не очень показательный пример, там был очевидный дефицит женщин, особенно в раннее время. В Поволжье всё-таки русская колонизация была более интенсивной, наше Присурье и Прихоперье все в помещичьих селах от Куракиных и Голицыных до всяких Столыпиных да Мартыновых.
Допустимы любые предположения. В данном предметной области это проблемы допускающего. Я лишь выяснил для себя, почему эти проблемы возникли.
Reply
Ну понятно, что они сильно обрусевшие. И многие наверное уже не помнят ни эрзянского, ни мокшанского и если и относят себя к каким-то из этих народов, то только в памяти. А так фактически - русские.
А в чём во внешности можно определить, что они имеют мордовских предков. Насколько я знаю - у мордвы внешность вполне обычная, более того - у многих ярко выраженная восточно-нордидная, некоторые из них "русские" по внешности, больше. чем многие настоящие русские.
Ну в том-то и дело - что их обоюдное восприятие друг друга как единой мордвы, как единой социокультурной среды - продиктовано, и является следствием исключительно того, что русские называют их мордвой.
Да - это интересная информация, хорошо, что Вы это раскопали и мы теперь понимаем точно откуда ноги растут.
Reply
Reply
Leave a comment