Liivimaa a.k.a. Швеция

Feb 03, 2013 12:39

Одна из последних работ Д.К. Зеленина О происхождении северновеликорусов Великого Новгорода // Доклады и сообщения Института языкознания АН СССР. 1954. Вып. 6. С. 49-95. появилась в печати со следующей редакционной сноской "Редакция, помещая статью Д. К. Зеленина, интересную в лингвистическом отношении, просит этнографов, археологов и языковедов ( Read more... )

славяне, перечитывая гугльбукс, русь, язык

Leave a comment

anrike March 16 2013, 16:05:07 UTC
"В качестве этнонима название получило распространение на севере и северо-востоке Европы
в финноязычной среде во всяком случае к середине VIII в. (Falk К.-О. Einige Bemerkungen. S. 147-
159). Западнофинские языки устойчиво используют его как этноним для обозначения шведов
(Magiste J. Fi. Ruotsi. S. 200-209; Itkonen E. Lappalaisten esihistoriaa valaisevia sanoja. Helsinki, 1946).
Но уже в ряде карельских и саамских диалектов этноним обнаруживает неоднозначность и
используется для обозначения как шведов, так и собственно русских (ср.: др.-рус. "немцы",
обозначавшее этнически различные народы Западной Европы, саам. Tara, Tarra - "Норвегия" и
"Русь" и др.), т.е. пришлого, иноэтнического населения, собиравшего дань; функциональное
родство затушевывало для местного населения этнические различия (Попов А. И. Названия. С. 47-
50). В языке коми - далее на восток - корень "роч-" (из общеперм. *rос, заимствованного из
прибалтийско-финских языков: Лыткин В. И., Гуляев Е.С. Краткий этимологический словарь коми
языка. М., 1970. С. 243), а также ненец, "луца" (*luatsa), эвенк, "луча", "нуча" и др. имеют
единственное значение "русский", поскольку население этих областей сталкивалось только с
русским колонизационным потоком.
Существование слова Ruotsi / Roots во всех западнофинских языках с единым значением
свидетельствует или о его исконности (что предполагал Ю. Мягисте: Magiste J. Fi. Ruotsi. S. 200-
209), или о заимствовании его в период западнофинской языковой общности (Шаскольский И. П.
Вопрос о происхождении имени Русь в современной буржуазной науке // Критика новейшей
буржуазной историографии. Л., 1967. С. 153- 156), которая относится к VI-VIII вв. н.э. (Хайду П.
Уральские языки и народы. М., 1986. С. 80). Предполагаемое (на основании фонетических
закономерностей развития германских языков) время заимствования слова rotps- в финские языки
- VI-VII вв. - соответствует именно периоду западнофинской языковой общности."

Это из примечаний к Константину Багрянародному. Названия работ там указаны, если интересно, можете обратиться непосредственно к этим работам.

Reply

nikola_rus March 16 2013, 16:12:38 UTC
О, спасибо.

Любопытно, что даже комяцкое "роч" с ним связывают. Как-то даже в голову такое не приходило.

Reply

anrike March 16 2013, 17:01:22 UTC
Ну вот Трубачев на этом и пытался свою модель построить.

Reply

(The comment has been removed)

anrike November 13 2013, 12:07:50 UTC
К истокам Руси (наблюдения лингвиста) можно посмотреть, если не ошибаюсь, Трубачев неоднократно возвращался к этому вопросу. В общих чертах, Трубачев отстаивал тезис о том, что на географической периферии каких-либо языков сохраняются исходные формы и семантика языковых явлений или слов. Поскольку удмурты и коми используют "рос" именно для обозначения русских, а они отделились от остальных финноязычных народов ещё в VIII веке, значит слово к ним попало раньше и в значении "русский". ... весьма поучительно, что в саамский, занимающий окраинное положение, слово, близкое к финскому Ruotsi, было заимствовано исключительно в значении 'русский, Россия; русский язык' (вторичность переноса финского Routsi на Швецию). Восточнофинские языки (удмуртский, коми-зырянский), также географически периферийные, со своей стороны, знают близкое слово только в значении 'русский'. Изначальность (архаичность) именно этого значения представляется очевидной, по крайней мере, начиная с той праформы названия Русь, которая укоренилась в славянском Подонье и особенно - Среднем Поднепровье к началу второй половины I тысячелетия н. э. Таким образом Трубачев пытается обосновать своё любимое приазовское индоарийское происхождение слов "русь" ...

Reply

(The comment has been removed)

anrike November 13 2013, 16:36:50 UTC
Думаю, что написав в Афетовѣ же части летописец менее всего имел в виду специально "эстонские земли", тем более, что далее он приводит довольно длинный список народов, явно проживающих вне пределов этих земель. А затем особо говорит о чуди в сочетании с ляхами и пруссами, а о руси в сочетании с другими варягами, как то Варѧзи Свеи . Оурмане [Готе] Русь . Агнѧне.

Reply

(The comment has been removed)

anrike November 14 2013, 05:21:33 UTC
Судя по тексту, он имел в виду, что пришлая русь обосновалась в Приильменье и Приладожье (и придоша старѣишии Рюрикъ [сѣде Новѣгородѣ] . а другии Синеоусъ на Бѣлѣѡзерѣ . а третии Изборьстѣ . Труворъ ), по соседству с чудью (в частности, и в широком, и в узком смысле слова). В другом месте он пишет: а се суть инии ӕзъıци . иже дань дають Руси . Чюдь . Мерѧ . Весь . Мурома . Черемись . Моръдва . Пермь . Печера Ӕмь . Литва . Зимигола . Корсь . Норова . Либь : си суть свои ӕзъıкъ . имуще ѿ колена Афетова .

Reply

(The comment has been removed)

anrike November 14 2013, 08:00:35 UTC
Ну и что? Она, чудь, и в "призвании варягов" участвует, наряду с мерей, словенами и кривичами, и так же рядом с русью упоминается. Что это меняет с точки зрения их географического размещения? В этих краях "чудь" и сейчас рядом с "русью" ...

Reply

(The comment has been removed)

anrike November 14 2013, 09:06:51 UTC
==В общем почему чудь выделена отдельно вы объяснить не можете)

Да, я вообще к "проблеме шаманизма" отношусь индифферентно :)

==кривичи и весь получили по князю, а чудь нет

Во-первых, участие веси в "призвании варягов" реконструкция перевода на русский, в оригинальном тексте везде вси/вся с разных сторон от кривичей. Реконструкция делается именно по факту вокняжения Синеуса в Белоозере. Во-вторых, там же сказано, что кривичи живут в Полоцке (чуть выше по тексту подробнее: а друг̑є [кнѧжениє] на Полотѣ . иже и Полочанѣ . ѿ сихъ же и Кривичи . иже сѣдѧть на верхъ Волгы . и на вѣрхъ Двины . и на вѣрхъ Днѣпра . ихъ же и городъ єсть Смолѣнескъ . туда бо сѣдѧть Кривичи .), а Трувор садится в Изборске, т.е. как раз рядом с чудью, будь она хоть эстами, хоть водью с ижорой. В-третьих, братья являются князьями руси, а не отдельных призвавших их племён, тем паче, что чудь указывается в качестве обычных данников руси, наряду с многими иными племенами.

Reply

(The comment has been removed)

anrike February 6 2015, 05:24:14 UTC
== я боюсь

Non avere paura! (c) Karol Wojtyla

Reply

(The comment has been removed)


Leave a comment

Up