Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: (Опыт историко-этнографического исследования). - СПб.: Терра - Азбука, 1995. - 176 с. ISBN 5-300-00114-7 Книга Владимира Яковлевича Проппа «Русские аграрные праздники» давно вошла в число классических работ, посвященных восточнославянским календарным ритуалам. Создав целостную научную концепцию cемантики и прагматики обрядов годового цикла, В.Я.Пропп, наряду с тем, обозначил в этой книге целый ряд культурно-исторических проблем, выходящих за узкопрофессиональные рамки и по сей день сохраняющих свою научную и идеологическую остроту.
Первое издание «Русских аграрных праздников», вышедшее в издательстве Ленинградского университета в 1963 году тиражом 1000 экземпляров, - давно уже библиографическая редкость, хотя потребность в этой книге велика как среди профессионалов - этнографов, фольклористов, культурологов,- так и среди широкого круга читателей, интересующихся русской культурой.
Настоящее, второе, издание посвящено 100-летнему юбилею Владимира Яковлевича Проппа, ученого, научное наследие которого существенно повлияло на судьбу гуманитарной науки XX столетия.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Значение изучения аграрных праздников для современности. - Праздники церковные и народные и их смешение. - Названия и сроки основных праздников. - Направления в их изучении в досоветской науке. - Труды советских ученых. - Цель и методы настоящей работы ............................13
Глава I Поминовение усопших
Календарные даты русских праздников. - Поминальный стол на святках. - Кутья и блины как обрядовые блюда. - Обычай звать предков греться. - Масленичная обрядовая еда. - Прощание с покойниками на масленицу. - Поминки на могилах в Троицу.- Праздник навьего дня и радуницы.- Поминовение в другие сроки. - Выводы и предположения..................23
Глава II Обрядовая еда
Новогодние и масленичные угощения и их происхождение. - Святочный кесарийский поросенок. - Козульки на Святках, в Егорьев день и на Троицу. - Лесенки в день Вознесения .... 35
Глава III Встреча весны
Сроки праздника встречи весны. - Печение жаворонков из теста и связанные с этим обычаи. - Встреча весны как праздник детский. - Веснянки. - Заклинательный характер этого праздника....................................41
Глава IV Поздравительно-заклинательные песни
Колядование, овсень, виноградье, щедровки. - Состав этих песен. - Подарки. - Посулы. - Кумулятивные сказочные и другие песни как замена колядок. - Хождение со звездой. - Вертеп. - Шествие с козой. - Шествие с плугом. - Имитация сеяния. - Колядование на Масленицу. - Волочебные песни. - Вьюнец. - Заключение ................................45
Глава V Культ растений
Рождественская елка. - Масленичное дерево. - Верба. - Завивание березок на семик. - Сборы трав на Ивана Купалу. - Жнивные обряды. - Праздник последнего снопа..........67
Глава VI Смерть и смех
Похоронная игра на святках. - Встреча и проводы масленицы. - Растерзание, сожжение и потопление чучел. - Троичная березка. - Проводы русалок. - Предание смерти и погребение Купалы, Костромы, Ярилы. - Похороны кукушки. - Предание смерти в другие сроки. - Теория Фрэзера в свете русских материалов. - Фазы развития божеств растительности. - Происхождение христианства. - Вопрос о ритуальном смехе и о фарсовом характере похорон ............................79
Глава VII Обрядовые игрища и увеселения
Святочные вечорки. - Новогодние гадания. - Подблюдные песни. - Ряжение. - Шествие с козой. - Вождение кобылки. - Игра в быка. - Маскировка перемены пола. - Смысл ряжения. - Обрядовый эротизм. - Игры, имитирующие свадьбу. - Шутки в святочную ночь. - Масленичные состязания: скачки, кулачные бои, взятие снежного городка. - Катание с гор, катание по улитам. - Качели. - Целовник. - Столбы. - Колодки. - Русальная неделя. - Обряд кумления. - Поверия о русалках. - Некоторые детали похорон Костромы и Ярилы. - Купальская ночь. - Очистительные обряды как конец празднеств ............115
Заключение ..............................145
Литература ..............................146
Приложение ..............................151
Обретено на
сайте Кафедры устного народного творчества филологического факультета МГУ. Кажется, это единственная из известных работ Проппа, которой до последнего времени не было в Сети ...