Самым замечательным артефактом «пушкинской коллекции» Раменского, переданной в Всесоюзный музей Пушкина на Мойке в декабре 1979 года, является, на мой взгляд, портрет (ВМП КП 25801/Ж-440; холст, масло, 72х54,3 см) , известный только по некачественным фотографиям и никем толком не описанный. Руководство музея любезно предоставило мне качественную электронную копию картины (1-й лист иллюстраций в конце статьи, вверху, слева ), что позволило произвести более детальный анализ изображенного на ней лица. Изначально, по крайней мере, до 1965 г., на портрете был изображен «Родоначальник учительской династии Алексий Раменский. С портрета XVIII века» , однако, уже летом 1969 г. А.А. пишет Т.Г. Цявловской, что у него «имеется портрет Алексея Алексеевича работы Кипренского к которому приезжал Пушкин в Мологино в 1833 году» . Эта идентификация удостоверяется надписью красной краской на обороте холста «Алексѣй Алексеѣви Рамѣнскiй 1812» . Дата создания портрета в сочетании с известными по текстам А.А. датами рождения его предков и самим портретом, дает основания полагать, что изображен должен был быть именно родоначальник мологинских учителей Алексей (1746 г.р.) , а не его сын Алексей (1774 либо 1781 г.р.), которому в тот год не было еще и сорока .
Пожилой, с несколько неестественно рельефным лицом, мужчина, седовласый, с окладистой бородой и расчесанными назад на прямой пробор удлиненными волосами, в темной, без украшений, одежде и раскрытым молитвенником в правой руке ... (см. далее)