Святки.

Jan 09, 2014 11:19


Зимними святками назывались рождественско-новогодние праздники (с 24 декабря по 6 января 1), по своему происхождению связанные с зимним солнцестоянием - одним из важнейших дней земледельческого календаря. Зимние святки делились на “святые вечера” (25 декабря - 1 января) и “страшные вечера” (1 января - 6 января). Их разделял Васильев день (1 января).

Название “страшные вечера”, видимо, связано с представлением об особенном буйстве нечистой силы (особенно длинная ночь!). В святочные вечера опасались ходить в лес, на кладбище, в старые риги и т. д.

Зимние святки начинались колядованием 24 декабря в канун Рождества (сочельник 2). Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок - песен, в которых славились хозяева дома и содержались благопожелания - богатства, урожая, многодетности и т.д. Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Хозяева одаривали колядовщиков обрядовым печеньем (козюльками), конфетами, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные корильные колядки с шуточными угрозами.

Дары, полученные от хозяев, собирались обычно специальным механошей в мешок, а потом коллективно поедались.

Слово “коляда” латинского происхождения (от calendae, современное русское “календарь”).
Подобный обычай и сходное его название было широко распространено у многих народов Европы. Зимнее солнцестояние отделяло один годичный жизненный цикл от другого. Началу года, так же как началу недели или дня, или точнее - ещё в большей мере, чем им, приписывалась особенная открытость и особенная восприимчивость. Как встретишь Новый год, таков будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы стол был изобильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи. Веселые, коротенькие колядки были песенной формой таких благопожеланий, им тоже приписывались магические свойства (как пожелаешь, так и исполнится).

Колядовщики кроме колядок распевали также песни, прославлявшие младенца Христа (“христославление”, “рацеи”, “тропари” и др.). В соответствии с евангельской легендой звезда, с которой они обходили дворы (дохристианский символ солнца), трактовалась как Вифлеемская звезда, появившаяся на небосводе в момент рождения Христа.

При общей распространённости названия “коляда” в северорусских и некоторых других районах величальные рождественские песни назывались также Виноградьем по припеву “Виноградье красно-зелёное мое” (идеализированный образ цветущего сада), в некоторых среднерусских районах - овсень (таусень, баусень). Так же как Коляда, Овсень-Таусень приобретает в некоторых песнях человеческие (антропоморфные) черты - он ищет двор хозяина и приходит к нему. Иногда же это просто припев или выкрик, предваряющий колядную песню.

Другой популярный вид святочных песен составляли так называемые подблюдные. Они сопровождали новогодние девичьи гадания, при помощи которых старались угадать будущее - когда суждено выйти замуж, далеко ли, что предстоит - богатство или бедность. Девушки собирались в одной из изб, рассаживались с песнями по лавкам, одна из них собирала у подруг перстеньки, серьги, ленточки и т.п. Всё это пряталось в прикрытую миску (блюдо), часто вместе с зёрнами ржи или пшеницы, угольком, денежкой - они должны были способствовать успеху обряда. Потом под каждую песенку вынимались одно за другим спрятанные колечки (или что-нибудь другое). Что песенка сулила, то и считалось предсказанием. Подблюдные песенки - короткие, иногда всего в несколько строк, содержат общепонятную метафору (иносказание), обозначавшую скорое замужество, долгое девичество, богатство или нищету, здоровье или болезнь и смерть.

Подблюдный обряд был далеко не единственным видом святочных девичьих гаданий. Для того чтобы представить себе другие виды гаданий, достаточно вспомнить известное стихотворение В.А. Жуковского “Светлана”, очень точно и полно их описывающее:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали,
Снег пололи, под окном
Слушали, кормили
Счётным курицу зерном,
Ярый воск топили.

Кроме того, Светлана гадает ночью в бане, глядясь в зеркало, - не появится ли суженый. С этим связаны все дальнейшие события, происходящие в балладе.

Здесь же описываются и подблюдные гадания:

В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны,
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
И пересказывается одна из наиболее популярных подблюдных песен (за дверью):
А мы ходим-походим, виноградчики,
Виноградье, виноградье красно-зелено.
А мы ищем-поищем господинов двор,
Господинов двор посередь Москве.
Посередь Москве на живом мосту
Стоят три терема златоверховые,
Во первом-то терему млад светел месяц,
Во втором-то терему красно солнушко,
В третьем-то терему часты звёздочки.
Млад светел месяц - то хозяин наш,
Красно солнушко - то хозяюшка,
Часты звёздочки - малы детушки.
Нас хозяин-то дарил золотым перстнем,
Нас хозяюшка-то дарила золотой гривной,
Малы детушки дарили частым бархатом.
А мы перстень-то возьмём, на молебен снесём,
А мы гривну-то возьмём, на вине пропьём,
А мы бархат-то возьмём, по себе раздерём,
По себе раздерём, всем кафтанчики пошьём.
Уж кафтан-то короток, а я весь передрог,
У нас торбасы тоненьки, у нас ножки зябнут,
У нас перчаточки тоненьки, у нас ручки зябнут,
Уж как шапочки голеньки, у нас темечко зябнет,
Коляда, Коляда, отпирай ворота!
Не отворишь ворота - подавай пирога.
Войдя в избу, поют:
Пришли мы, пришли к добру господину,
Добра господина дома не случилось,
Дома не случилось, хозяюшки дома нет.
Хозяина звали пир пировати,
Хозяюшку звали стол столовати,
Сына-то звали на стрельбище,
Дочерь-то звали на игрище.
Хозяина дарили куньею шубой,
Сына-то дарили тугим луком,
Дочерь-то дарили золотым венцом.
Дайте коровку,
Мазану головку!
Уж ты ласточка,
Ты касаточка,
Ты не вей гнезда
Во чистом поле,
Ты завей гнездо
У Петра на дворе!
Так дай ему Бог
Полтораста коров,
Девяносто быков.
Они на реку идут,
Всё помыкивают,
А с реки то идут,
Все поигрывают.
Вот дома, дома
Сам пан хозяин.
Святый вечер-
Вставай с постели,
Открывай двери,
Застилай столы,
Клади пироги.
Ой, будет к тебе
Троечка гостей -
Первые гости -
Жаркое солнце,
Другие гости -
Ясен месячко
Третие гости -
Дробен дождичек.
Ой,пройди,пройди,
Тройчина,в ночи.
Ой,смочи,смочи
Жито-пшеницу!
Жито-пшеницу,
Всякую пашницу!
Ой, будь же здоров,
Да и с Новым годом,
Да и с Новым годом,
Да и со всем родом!
Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
На Новый год, на ново счастье
Уродись пшеничка,
Горох, чечевичка!
На поле - копнами,
На столе - пирогами!
С Новым годом,
С новым счастьем, хозяин, хозяюшка.
К нам наехали святые вечера
На конях, на соболях,
На лисицах, горностаях!
Уж вы, кумушки, подруженьки мои,
Вы придите, посидите у меня,
Пособите думу думати,
Пособите мне отгадывати,
Отгадаете - не сказывайте.
Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое.
Другая известная подблюдная песня цитируется в V главе “Евгения Онегина” А.С. Пушкина:
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
“Там мужички-то все богаты,
Гребут лопатой серебро;
Кому поем, тому добро
И слава!”.

Одно из наиболее замечательных литературных отражений подблюдных песен исследователи справедливо видят в агитационных песнях, сочиненных для солдат декабристами К.Ф. Рылеевым и А.А. Бестужевым (ср.: “Уж как шел кузнец да из кузницы. Слава!” или “Близ Фонтанки-реки собирались полки. Слава!” и др.).

Даты указаны по старому стилю

рождество, святки, крещение, обычаи

Previous post Next post
Up