Создание умственной карты жизни

Jan 14, 2015 15:48

Предисловие.

Эту технику я взяла в книге Майкла Дж. Гелба "Научитесь мыслить и рисовать как Леонардо да Винчи".
Она мне по-настоящему помогла определиться со своими целями, ценностями и приоритетами, так, что во мне вовсе ушло внутреннее ощущение лебедя, рака и щуки, когда одна часть личности хочет одного, вторая второго, третья третьего и зачастую эти хотелки попадали в рассогласованность, ибо казалось, что одно противоречит другому. Также ушло ощущение, что хочется всего и сразу и не знаешь за что лучше браться в первую очередь, а когда берешься появляется сложность пребывания в состоянии "здесь-и-сейчас", потому что все еще хочется и другое, и поскорее. Или увлекаешься чем-то одним, и с головой в этой уходишь надолго, а остальное в режиме ожидания :))
Всего этого больше нет, есть целостность, ощущение гармонии, полное осознавание каждую минуту жизни, что ты делаешь, для чего, какие ценности и желания реализовываешь, что получаешь для себя "здесь-и-сейчас" и в каком направлении идешь дальше, а также расстрачивание своего времени в пустую. Есть четкое расставление приоритетов, при этом соблюдается гармония и баланс во всех сферах жизни, потому получается везде густо и нигде не пусто :))

Самым значимым открытием явилось, пожалуй то, что ощущение неких полярностей "или-или" ушло, ибо осозналось, что в этом ценности реализуются разные. Выбор "и-и" в итоге сделан не просто так, а вполне осознанно, с пониманием для чего и почему это необходимо.

Итак, техника:

1. "Большая картина мечтаний".

1) Придумайте собственную эмблему (личный герб, свой персональный логотип).
Эта эмблема будет выполнять роль центрального образа на карте жизни.
2) Составьте карту "майнд мэп", которая будет отражать весь диапазон жизненных целей.
Возьмите большой лист бумаги, в самом центре изобразите свою эмблему. Затем начертите линии, расходящиеся в разные стороны, и надпишите печатными буквами ключевые слова или нарисуйте символы - так, чтобы в своей совокупности они отражали все жизненно важные для вас сферы деятельности (карьера, развлечения, семья, здоровье, духовность, учеба и т.д.).
Поочередно рассматривайте каждую сферу вашей жизни и задавайте вопрос: "Чего я хотел(а) бы в ней добиться?"

Моя эмблема и сферы жизни:



На эмблеме дельфин, как символ свободы и жизнерадостности, сердце - любви, солнце - осознанности, море - чувств и глубины бессознательного, ветки с плодами - развития, личностного роста и воплощения идей в реальности, реализации желаемого.

2. Прояснение своих целей во всех деталях.

1) Нарисуйте новые ответвления, которые будут исходить из значимых сфер жизни, над которыми печатными буквами напишите ключевые слова или нарисуйте какие-нибудь новые картинки, которые будут собой представлять конкретные жизненные цели применительно к каждой сфере.
2) Полезные вопросы для работы:
Отношения с людьми.
- Какие человеческие взаимоотношения для меня важнее всего?
- Какой мой идеал человеческих отношений?
- Какими отличительными свойствами, в идеале, должны быть наделены мои отношения с людьми?
Карьера.
- В чем состоит сверхзадача моей карьеры?
- В чем заключаются мои промежуточные цели?
- Чем бы я хотел(а) заниматься?
- Какими, в идеале, должны быть мои служебные обязанности, занимаемая должность и карьера в целом?
Деньги.
- Сколько мне нужно денег, чтобы у меня была надежная опора для достижения всех остальных моих целей и осуществления моих жизненных приоритетов?
Дом и семья.
- В какой обстановке я хотел(а) бы жить?
Собственность.
- Какие вещи действительно важны для меня?
Здоровье.
- В какой физической форме я хотел(а) бы пребывать постоянно?
- Какой уровень жизненной энергии мне необходим для полноценного существования?
Развлечения.
- Какие вещи в этой жизни доставили бы мне больше всего удовольствий?
Служение людям.
- Какую пользу я мечтаю принести другим людям?
Путешествия.
- Куда я хочу поехать?
Учеба.
- Что я хотел(а) бы изучать в первую очередь?
Моя собственная личность.
- Каким человеком я хотел(а) бы стать?
- Какие качества хотел(а) бы в себе воспитать?
3) Создайте живой образ достижений, к которым хотите прийти в каждой области жизни.
Можно начертить отдельную умственную карту для какой-нибудь или всех главных жизненных целей, а затем скомбинировать заново - чтобы в сочетании получилась совокупная умственная карта вашей жизни.

3. Определение основополагающих ценностей.

Формулировка целей содержит в себе ответ на вопрос: "Чего я хочу?"
Понимание ценностей рождается из рассуждений на тему: "Почему я этого хочу?"
1) Внимательно рассмотрите каждую из ваших целей и поразмыслите над следующими вопросами:
- Почему я этого хочу?
- Почему это столь важно для меня?
- Какие перемены произойдут в моей жизни вследствие того, что эта цель будет достигнута?
- Какая часть моих желаний обусловлена моим воспитанием: пожеланиями, которые я слышал(а) от родителей и других людей?
- Какая часть моих желаний обусловлена моей подсознательной реакцией на эти пожелания и открытым бунтом против них?
- Какая часть моих действительных желаний проистекает из моей глубинной сущности, независимой от условий моего воспитания или моей реакции на него?
2) По мере того, как вы будете отвечать на эти вопросы, ваше внимание постепенно сосредоточится на ваших основополагающих ценностях.
3) Выберите 10 самых существенных для вас ценностей, которые вызывают у вас живой отклик.
Примеры:
аутентичность, безопасность, верность, гармония, дружба, знание, красота, любовь, мудрость, независимость, ответственность, понимание, разнообразие, свобода, творчество, удовольствие и др.
4) Расположите их в порядке убывания их значимости.
5) - Каким образом ваша система ценностей имеет отражение в ваших целях?
- В каких областях вашей жизни имеется больше всего простора для выражения ваших ценностей?
- В каких областях вашей жизни вы далеко уходите от того, что считаете ценным и важным?
6) Создайте образы или символы ваших фундаментальных ценностей.

Мои ценности:
1. Душевное спокойствие.
2. Удовольствие.
3. Радость.
4. Интерес.
5. Свобода.
6. Любовь.
7. Красота.
8. Комфорт.
9. Креативность.
10. Самоактуализация.

Я расположила их в очередности приближенно к потребностям по пирамиде Маслоу, для понимания жизненноважных приоритетов. Именно такой подход мне помог осознать то, что дисгармония происходит постоянно удовлетворяешь лишь одни потребности и не удовлетворяешь другие, а также, когда не удовлетворив нижнюю лезешь на верхний уровень, а потом удивляешься "дырам".

4. Предназначение.

1) Напишите "Декларацию о моем предназначении": постарайтесь уложиться в 25 слов.
Приложите максимум усилий, чтобы попасть "в яблочко".
2) Переписывайте этот текст хотя бы раз в месяц - до тех пор, пока, читая его, не почувствуете приятную дрожь от ощущения сосредоточенной энергии, протекающей через все ваше тело, пока все клетки тела не закричат "Да!"

5. Оценка состояния текущих дел.

1) Сделайте краткий обзор важнейших областей вашей жизни и оцените состояние дел настолько объективно, насколько это возможно.
2) Попросите кого-нибудь, кому вы доверяете, чтобы он помог вам увидеть ситуацию со стороны.
3) Задайте себе следующие вопросы:
Человеческие взаимоотношения.
- Как складываются сейчас мои отношения с людьми?
Карьера.
- Каково текущее положение дел в моей карьере?
Деньги.
- Каков ныне мой финансовый статус?
- Каков размер моих капиталов, долгов и доходов, каковы возможности заработка?
Дом.
- Какова моя нынешняя ситуация с жильем?
Имущество.
- Какие вещи у меня есть?
Здоровье.
- В какой я физической форме?
- Какой уровень энергии, которой я сейчас располагаю?
Развлечения.
- Получаю ли я удовольствие от жизни?
Служение людям.
- Какую пользу я приношу другим?
Путешествия.
- В каких краях я успел(а) побывать?
Учеба.
- Каковы самые значительные пробелы в моем образовании?
Моя личность.
- Какой я теперь человек?
- Каковы мои сильные и слабые стороны?
Ценности.
- Судя по поступкам и поведению, каково различием между теми ценностями, которые я хотел бы обрести, и теми, которыми я сейчас располагаю?

6. Поиск взаимосвязей.

1) Составьте новую умственную карту, включающую в себя все ваши цели; наметьте на ней особые ответвления для ваших ценностей и вашего предназначения. Нарисуйте вашу эмблему и другие значимые символы. Сделайте ее как можно красивее. Повесьте ее на стене дома или офиса.
2) Подумайте над следующими вопросами:
- Быть может на моей умственной карте есть какие-то ключевые слова, которые неоднократно повторяются? Не содержат ли они в себе особую тему, важную для меня?
- Соответствуют ли мои цели моим ценностям и моему жизненному предназначению?
- Действительно ли все стороны моей жизни гармонично дополняют друг друга? Служат ли они друг для друга надежной опорой?
- Какое влияние оказывает моя карьера на состояние здоровья и уровень энергии в моем теле?
- Какое влияние оказывает состояние здоровья и уровень энергии в моем теле на мои отношения с людьми?
- Какое влияние оказывает моя финансовая ситуация на мое отношение к учебе и путешествиям?
- Каковые мои приоритеты?
- В какой мере мой нынешний стиль работы, учебы и взаимоотношений с людьми, моя манера любить, расслабляться, составлять для себя бюджет времени и денег способствует достижению моих целей и реализации моего предназначения?
- В какой сфере моей жизни обнаруживаются наибольшие расхождения между тем, чего я хочу, и тем, что я реально имею?
- Удается ли мне держать правильный курс по направлении к максимально полной реализации моих важнейших жизненных целей?
- В какую сторону мне стоит выправить курс, чтобы в моей жизни была желанная гармония?
- Готов(а) ли я день за днем терпеть мучительное, но плодотворное несоответствие между моими идеалами и реальной действительностью моей нынешней жизни?

Моя умственная карта:



7. Разработка стратегии перемен.

1) Конкретно поразмыслить над вопросами:
"Чего я хочу?"
"Почему я этого хочу?"
2) Чтобы разработать определенную стратегию перемен, нужно ответить на вопрос:
"Каким образом я это получу?"
3) Пройдитесь еще раз по всему материалу и обдумайте, какого рода ресурсы и какие капиталовложения вам понадобятся, чтобы воплотить в жизнь каждую вашу цель.
4) Преобразуйте вашу умственную карту в 5-летний план. Затем составьте план ваших действий на ближайший год.
5) Пересмотрите цели, соответствуют ли они следующим критериям (для эффективности достижения):
- Они конкретны (имеют подробное определение в чем заключается их достижение).
- Они укладываются в определенные параметры (шкала по которой будет измеряться продвижение вперед; приметы достижения цели).
- Они практичные и перспективны (реалистичны и достижимы).
- Опираются на чувство ответственности (ответственность за их достижение возлагается на самого себя).
- Синхронизированны с линией времени (построить четкую хронологическую линию достижения в направлении к целям).
6) Сформулируете позитивные убеждения для каждой сферы жизни.
7) Решите, какие шаги вы предпримите сегодня, завтра, на этой неделе, для приближения к осуществлению каждой жизненной цели.
8) Еженедельно составляйте недельную умственную карту.
Обозначайте на ней свои цели, приоритеты и планы на ближайшую неделю. Помечайте их разными цветами, чтобы иметь наглядную и объективную информацию об успешной уравновешивании приоритетов.
Вопросы:
- Какой видится вам ваша неделя - гармоничной радугой или одноцветным, тусклым пятном?
- Удалось ли вам запланировать достаточно времени для того, чтобы позаботиться о сохранении добрых отношений с людьми, о своем здоровье, о своем личностном и духовном развитии?
- В какой мере каждый вид деятельности, который вы запланировали, способствует реализации ваших ценностей и вашего жизненного предназначения?
9) Ежедневно составляйте умственную карту, которая будет наглядно изображать ваш план на текущий день. 10-15 минут в начале каждого дня или накануне вечером, чтобы добиться гораздо больших успехов в достижении своих целей.

Самосознание, Личная эффективность, Самоэффективность, Осознанность, Самоусовершенствование

Previous post Next post
Up