ГРИН СИТИ - Официальный бюллетень Экологической палаты России:
Мы начинаем знакомить читателей с самыми яркими организациями, вошедшими в Экологическую палату России. Недавно в гостях у клуба «Зелёный 5 O’Clock» газеты ГРИН СИТИ побывали Ирина Новожилова - президент Центра защиты прав животных «ВИТА» и Константин Сабинин - руководитель проектов Центра. Главный редактор ГРИН СИТИ Владимир Семёнов побеседовал с гостями.
Центр защиты прав животных «ВИТА» (VITA Animal Rights Center / «Vita» - в пер. с лат. - жизнь) - российская общественная организация, выступающая против жестокого обращения с животными, за их права. Деятельность «ВИТЫ» затрагивает все 5 сфер использования человеком животных, включая эксплуатацию и убийство ради получения мяса (70 млрд в год), научных данных (опыты - 150 млн), меха и кожи - (100 млн), жестоких развлечений (охота, рыбалка, коррида, бои, цирки, зоопарки, конный спорт, фотобизнес и др.). «ВИТА» выступает за сострадательное отношение к животным - «компаньонам» человека (собакам и кошкам), претворяет в жизнь гуманные программы решения проблемы бездомных животных. Сотрудники «ВИТЫ» - строгие вегетарианцы (веганы), не носят меха и кожу, не используют тестированную на животных косметику и др. продукцию, не поддерживают зрелищные мероприятия с использованием животных.
В.Семёнов: Мы рады приветствовать вас в редакции нашей газеты. Вы уже много лет посвятили защите прав животных. Лично мне не только приятно принимать вас, но и большая честь - вы одни из немногих в нашей стране давно делаете это благое дело. Я очень рад нашему состоявшемуся сотрудничеству в рамках Российской экологической недели, потому что экология и права животных - тесно связанные понятия. Если мы строим «зелёный», экологичный город, территорию этики, то в первую очередь, должны озаботиться правами наших соседей по планете - животных.
И.Новожилова: Безусловно, экологичное сознание - это забота о благополучии своего окружения: строить город-сад только для себя, притом, что все остальные существа на планете будут рядом погибать миллиардами только ради твоего благополучия - это признак примитивного мышления, который и является прародителем всех экологических проблем. По мере развития духовности у человека неизбежно возникает вопрос, насколько правильно мы строим свои отношения с животными и, как следствие, вопросы о правах животных. Что же такое движение за права животных?
Это концепция, наиболее современно отражающая взаимоотношения в системе «человек - животные» и противостоящая философии антропоцентризма, господствующей на планете веками.
Эта философия наделяет человека правом ощущать себя центром вселенной, а остальных существ воспринимать лишь как ресурс для своих нужд. Такое сознание собственной исключительности неизбежно ведёт к тирании по отношению ко всему живущему вокруг нас. Антропоцентризм был доминирующим мировоззрением человечества на протяжении многих веков. С течением времени проблемы отношения человека к животным начали вызывать озабоченность, а в начале прошлого века их обсуждение приобрело массовый характер (движение «толстовцев», учение Альберта Швейцера). Философское осмысление и обоснование необходимости изменения отношения к животным было изложено в работах Питера Сингера, Ричарда Райдера, Эндрю Линзи, Тома Ригана - это обоснование философии биоцентризма и концепции прав животных. С позиции философии биоцентризма животные имеют самоценность, являются такими же чувствующими существами, как и человек, имеют право на жизнь и защиту от страданий.
Ежегодные доклады ООН, в которых животноводство признаётся одним из главных разрушающих факторов окружающей среды, стимулировали переход людей на вегетарианство. В процессе животноводческой деятельности выделяется более 100 вредных для планеты газов, среди которых метан, аммиак, углекислый газ и оксид азота - главные виновники парникового эффекта.
Под кормовые поля и новые пастбища вырубаются леса, что является основной причиной обезлесения планеты, эрозии почв. Получение 4 кг говядины требует столько же воды, сколько расходует семья из 4 человек за год. «Пересмотр принципов мирового сельского хозяйства и сдвиг в сторону вегетарианства должны стать главными приоритетами в защите окружающей среды…», - говорится в исследовании, проведённом под эгидой ООН в Осло (2010).
В.Семёнов: Я знаю, что деятельность «ВИТЫ» многогранна. Это и участие в разработке законодательных актов в защиту животных, инспектирование условий их содержания, поддержка программ по гуманизации системы образования, разработка и внедрение альтернатив, заменяющих использование животных в научно-исследовательских экспериментах, проведения акций, митингов, уличных шествий и т.д. Но сейчас я хотел бы у вас спросить, что вы считаете своей громкой победой?
К.Сабинин: Среди сотен проектов «ВИТЫ» можно назвать около 10, которые стали широкомасштабными кампаниями. Это запрет корриды в Москве и Ярославле, замена опытов на животных альтернативами в 12 вузах, запрет ВИП-охот в Беломорском заказнике, запрет публичных религиозных жертвоприношений в Москве, расследование «За кулисами цирка», социальная антимеховая реклама с участием российских «звёзд» и, конечно же, запрет зверобойного промысла детёнышей тюленя на Белом море.
Полёт пяти российских «звёзд» - Лаймы Вайкуле, Артемия Троицкого, Алёны Свиридовой, Александра Ф. Скляра и Виктора Гусева - во льды Белого моря («родильный дом» тюленей) в сопровождении целого вертолёта прессы, вызвал небывалый резонанс в
российском обществе. Архангельская область в течение всего последующего года буквально бурлила от обсуждения этой новости, выход сюжетов по этой теме сопровождался многочисленными звонками людей в редакции в разных городах России. К кампании подключились десятки «звёзд» театра и кино, музыкантов, политиков, учёных, спортсменов; Виктор Гусев призвал россиян не оставаться равнодушными к проблеме прямо во время трансляции футбольных матчей «Зенит» - «Спартак» и «Москва» - «Зенит». Цель была достигнута! Промысел бельков был запрещён уже в тот же год, и ещё год согласований с министерствами потребовался для законодательного запрета промысла.
Сколько же боли и слёз в этой шубе! (Лайма Вайкуле)
В.Семёнов: Ирина, а что натолкнуло вас на мысль о создании зоозащитной организации? И давно ли вы сами отказались от мясной пищи?
И.Новожилова: «ВИТА» де факто существует 19 лет, а официально основана в 2003 году тремя людьми - мной и моими коллегами Еленой Маруевой и Константином Сабининым. Мы являемся продолжателями дела, начатого ещё в конце 1980-х идеологом российского движения за права животных Татьяной Николаевной Павловой, председателем первого со времен революции Вегетарианского общества.
А к вегетарианству я пришла почти 25 лет назад, в 16 лет, когда испытала острое чувство вины за участие в рыбалке.
В.Семёнов: Тема вегетарианства поддерживается далеко не всеми экологами, поскольку часто даже люди, входящие в зоозащитные организации и защищающие кошек и собак, спокойно питаются мясом. А для «ВИТЫ» вегетарианство является одной из основ идеологии?
К.Сабинин: Вегетарианство - это стержень деятельности «ВИТЫ». Существуют два типа обществ, защищающих животных: одни выступают в защиту прав всех животных без исключения, другие - только в защиту животных-«компаньонов» - собак и кошек. Именно эти вторые и допускают различные виды компромиссов в отношении других животных. Я сам когда-то начинал с защиты кошек, и со временем, имея возможность сопоставления локальной и глобальной деятельности по защите животных, сделал выбор в пользу последней, поскольку деятельность приютов - это всё лишь борьба со следствием. Одна внедренная в вузы компьютерная программа спасает 2000 подопытных животных, а запрет зверобойного промысла на Белом море спас миллионы тюленей.
Отказавшийся от мяса человек спасёт за свою жизнь сотни живых существ.
В.Семёнов: Я знаю, что у многих вегетарианство ассоциируется с кришнаитством, буддизмом, и якобы поэтому делается вывод, что оно - не для России. Кстати, когда говоришь о вегетарианстве с представителями Русской Православной церкви, зачастую можно тоже услышать, что это не наше, это Восток. При том, что практикуемый в православном монашеском аскетизме отказ от употребления мяса в своей основе имеет глубокие духовные и гуманистические корни.
И.Новожилова: О том, что Россия имеет свою самобытную, яркую историю создания вегетарианского гуманистического движения, расцвет которого пришёлся на дореволюционные годы, сегодня, к сожалению, знают немногие. Именно с этой целью мы осуществили архивный проект «Россия вегетарианская», восстановив вручную сотни журналов тех лет. А предпосылки для существования точки зрения, что вегетарианство - это восточная традиция, сформировались, скорее всего, потому, что в 1990-х годах у нас в стране кришнаиты действовали весьма активно и даже создали первыевегетарианские кафе.
В.Семёнов: А вы не пытались с ними наладить активное сотрудничество?
И.Новожилова: Да, мы были заинтересованы в том, чтобы люди услышали о появлении вегетарианских кафе в России, поэтому первые пресс-конференций проводили именно там. Но потом я услышала реакцию журналистов, которые на всех присутствующих без разбора навесили религиозный ярлык, и это привело нас к решению проводить свои мероприятия только на нейтральных площадках - вне политики и религии.
В.Семёнов: Как бы вы расставили приоритеты: мы ведь не заставим людей сразу отказаться носить меха, смотреть корриду, перестать есть мясо. Какова задача №1: меха, еда, охота?
И.Новожилова: Всё зависит от человека. По-моему, люди делятся на две категории. Одни сделают первый шаг, не рассматривая дальнейшую последовательность действий, их не будет тяготить, что они, отказавшись носить меха, продолжают есть мясо. Другие, максималисты, не делают какой-то шаг, не получив ответа на все вопросы. Я лично отношусь именно к последней категории: надо чётко понять, насколько эту цепочку я могу просчитать и осуществить, иначе не вижу смысла начинать.
В.Семёнов: Занимаясь защитой прав животных вы верите, что общество рано или поздно к этому тоже придет. В каком порядке бастионы будут падать и что падёт первым - коррида?
К.Сабинин: Задача максимум - уход от использования животных по всем направлениям. Если говорить о корриде, то этот бастион вот-вот рухнет - Испания уже дрогнула и в Барселоне коррида запрещена. Но по масштабу эта проблема несопоставима со страданиями коров, свиней, кур и других животных, которым их подвергают исключительно из-за гастрономических привычек, потому что никаких научных обоснований под мясоедением давно нет - миллионы людей на планете давно ведут вегетарианский образ жизни. Конечно, в первую очередь, людей легче всего мотивировать выступать против тех видов эксплуатации животных, которые не требуют от них больших жертв, например, развлечения с животными, и со временем для них открываются и другие горизонты. Но основная масса энергии, новой информации, должна быть направлена непосредственно на проблему мясоедения - говорить людям правду о бойнях, о том, что скрывает эта проблема. Тут и этика, и экология, и здоровье - всё собрано воедино.
Пока же мировое движение за права животных одерживает поэтапные победы. Например, с 11 марта 2013 года Евросоюз запретил ввоз тестированной на животных косметики. Это означает, что людям стало понятно - помада точно не стоит того, чтобы мучить животных.
В.Семёнов: Кстати, о лекарствах. А если не будет тестирования лекарств, как их тогда применять?
И.Новожилова: Тестирование может происходить альтернативно. Миф о том, что успех медицины был связан с экспериментами на животных, уже давно развенчан массой аналитических исследований. Сегодня всё больше врачей мира весьма критично отзывается о роли экспериментов на животных в истории медицины, считая, что это тупиковый путь, который часто уводил человечество по ложному следу, затормаживая открытия иногда на несколько веков. Из-за анатомо-физиологических различий человека и животных тестирование лекарств и новых методов лечения на животных неэффективно и даже опасно. Например, из научных наблюдений известно, что морфин успокаивает человека, но возбуждает кошек. Аспирин ядовит для кошек, а пенициллин токсичен для морских свинок. Опыты на животных не показали канцерогенного действия на человека асбеста, которое было выявлено впоследствии. Мало того, результатом использования талидомида, успокоительного препарата для беременных женщин, стало рождение 10000 детей с отсутствием конечностей и уродствами, хотя в ходе испытаний лекарства на животных, в частности, на мышах, препарат показал себя исключительно с хорошей стороны и не выявил никаких побочных эффектов.
Прогресс медицины в значительной степени связан с клиническими наблюдениями за больными, а не с экспериментами на животных. На сегодняшний день многие исследования на животных в науке были заменены более достоверными и прогрессивными методами, среди которых наибольшее предпочтение получили методы с использованием культуры клеток и тканей человека, что автоматически устраняет проблему недостоверности результатов при переносе с одного организма на другой. Учёные пошли и ещё дальше. Для того чтобы проводить исследования на организменном уровне, в Корнелльском университете была создана микромодель человека: группы клеток различных человеческих органов расположены на микрочипе в жидкой питательной среде, где циркулирует биологически активное вещество.
Беседу записала Татьяна Власова
ГРИН СИТИ №11 , 2013/2014