Эль Кот

Aug 18, 2009 02:06


Лет десять назад читал про мотор-колесо Шкондина, однако, к сожалению, мотор вместе с автором уехал в Великобританию и стал недоступен для обитателей России, да и цена огого как кусается. Однако несколько лет назад друзья-китайцы не мудрствуя лукаво просто взяли и приспособили обычный бесколлекторный трёхфазный мотор (МК Шкондина основан на коллекторной схеме) к велосипеду - такой же мотор используется в любом компутерном вентилляторе, только ротор и статор поменяли местами. В итоге получился мотор с отличными параметрами - без трущихся частей кроме подшипников, высокий КПД - под 80%, насаживается прямо на ось колеса т.е. не требует никаких трансмиссий, а оттого тихий и без потерь на трансмиссию. 

Периодически я предпринимал поиски по сети с целью отследить дальнейшие перипетии МК Шкондина и судьбы электровелосипедов в целом. В результате, около года назад отыскал в подмосковье фирму, которая импортирует китайские электровелосипеды и запчасти к ним. Готовый электровелосипед меня не устраивал по многим причинам - во-первых, он достаточно непригляден - женская рама, маленькие колёса, к тому же у меня уже был хороший горный велосипед - нафига мне ещё один. Долго к ним приглядывался, в итоге в мае этого года, когда был в командировке в Москве, съездил в свободное время к ним и купил комплект для превращения обычного велосипеда в электрический.

Так как мой опыт веломастера ровно нулевой, пришлось походить по граблям :-) Чтобы заспицевать мотор-колесо, купил обычные велосипедные спицы диаметром 2мм - а оказалось, что моё мотор-колесо расчитаны на мотоциклетные спицы диаметром 3-4мм. Потом очень долго искал спицы нужного диаметра и длины - оказалось, что это весьма непросто. В итоге нашёл их в том же магазине (не догадался сразу у них спросить!). После этого оказалось, что моя шестизвёздочная, а также современные семи- восьми- итд-звёздочные трещотки пролетают всей группой мимо кассы - резьба на втулке МК расчитана на одну звёздочку. Потом оказалось, что моя цепь пролетает туда же - ширина щели в цепи для многозвёздочной передачи (2мм) оказалась меньше, чем ширина однозвёздочной трещотки (3мм). Пришлось купить понтовую цепь для велосипедов BMX с шириной ячейки 4мм. Потом оказалось, что мой руль загнутый баранкой пролетает вслед за цепью и звёздочками из-за невозможности насадить ручку газа - пришлось купить прямой руль и заменить. Итого все запчасти включая мотор-колесо и аккумуляторы встали где-то в 15-16 тыров.

Зато какое удовольствие, когда вся эта хрень взлетела! :-) Подключил все провода, десять раз проверил - напуганный рассказами о том, как легко спалить контроллер мотора. Повернул рукоятку и - ура - колесо закрутилось, причём в правильную сторону. Потом долго пыхтел над коробкой для аккумуляторов :-) хотелось, чтобы с одной стороны дождь был не страшен, с другой стороны - чтобы открывалась легко. Внутри аккумуляторный отсек выглядит так:




Сзади видно мотор-колесо. Аккумуляторы я пока что взял "начального уровня", на 7 ампер-часов. Закрытый аккумуляторный отсек выглядит так:

.


На коробке нарисовал эмблему - электрокота :-), оттого велосипед называется ЭльКот. Сверху коробки привинчен контроллер мотора в аллюминиевом корпусе. При езде он слегка греется и мотор тоже (где-то градусов до 40-50). Вид велосипеда сзади:




Ручка газа и торомоза имеют дополнительный электрический провод, который идёт к контроллеру. Ручка газа содержит датчик Холла, когда её крутишь магнит приближается к датчику и контроллер считывает интенсивность 'газа'. Тормоз содержит микропереключатель - если слегка нажать ручку так, чтобы колодки ещё не коснулись обода, контроллер переключается из режима езды в режим рекуперации энергии - при этом мотор-колесо работает в режиме генератора и некоторая часть энергии сбрасывается обратно в аккумулятор, при этом наблюдается некоторый тормозящий эффект - к сожалению, недостаточный из-за убогой реализации режима рекуперации в контроллере.

И, в завершение, вид спереди:




Полевые испытания показали, что аккумуляторов хватает на примерно 13км езды. Не фонтан, но до работы доеду. Надо договориться там с вахтой, чтобы мне там давали припасть к сиськерозетке, тогда можно будет ехать туда-сюда на ЭльКоте.
При езде по грунтовой дороге велосипед разгоняется до 25км/ч, при езде по ровному асфальту - до 30км/ч. В контроллере стоит ограничение скорости (на количество оборотов в секунду). Возможно, займусь как-нибудь собственным контроллером - многие вещи хотелось бы переделать. Сижу, учусь работать с микроконтроллерами :-)

самоделки

Previous post Next post
Up