Пау-вау

Jul 23, 2014 21:45

Развлечения дикого Запада.

Случилось тут недавно в наших гребенях Главное Мероприятие Года под названием "Стампид". По сути, это некая помесь ярмарки с карнавалом, но на ковбойско-колонизаторско-этническую тему. На неделю все, кому не лень, наряжаются в ковбойские шляпы, ковбойские сапоги, джинсы и клетчатые рубахи, смотрят родео и едят хот-доги и пицу из скорпионов (не очень понимаю, откуда взялся этот кулинарный изыск, но вот тем не менее). Начинается действо с парада участников, а потом перемещается на специально выделенную территорию, где, среди атракционов и ларьков с вонючими жареными пончиками, имеется, к нашей радости, индейская деревня. Собственно, за неделю "стампидствования" (да, тут для этого есть и глагол, и отглагольная форма дла описания процесса), мы сходили только на парад и в эту деревню, чтобы посмотреть индейские танцы. О параде я потом расскажу, если не будет совсем лениво, а начну с танцев.




Вы же понимаете, под катом тонна традиционно некачественных фотографий.

***
Итак, пау-вау.

Википедия говорит нам что это нечто в промежутке от танцевально-музыкального соревнования до любого собрания во славу индейской культуры. В нашем случае это было именно соревнование.

Мы как пришли туда, как сели прямо возле сцены, так много часов никуда и не уходили. Собственно, я слабо понимаю смысл всех остальных стампидских забав. Какой смысл ходить еще куда-то и смотреть еще на что-то, когда в индейской деревне есть такое...

Я ничего не могу сказать по существу происходившего. Я не знаю ни названий племен (за исключением трех: кри, блэкфут и сиксика, а там их было семь или восемь), ни названий танцев, ни того, что символизируют движения и костюмы. Ну, то есть где-то это было очевидно - охота там, или перед войной - но во многих случаях нет, особенно когда танцевали женщины. Что-то там постоянно бормотал ведущий, но я почти не слушала. Общее впечатление от пау-вау улеглось где-то рядом с впечатлениями от танцев дервишей. Это тоже нечто глубинное, натуральное, пахнущее сырой землей. Хотя нельзя не заметить, что уж в таком-то месте и в такое время это делалось точно напоказ и для развлечения досужей публики вроде меня.

Танцы, надо сказать, довольно однообразны. Танцоры выполняют практически одно и то же притопывание под аккомпанемент нескольких барабанов и горлового пения, размеренно двигаясь по часовой стрелке вокруг центральной оси сцены. Каждый танцор независим, то есть вместе они не репетируют и синхронность движений не предполагается. Впрочем, это все равно выходит почти синхронно, потому что барабаны одни на всех. Ритм и пение тоже однообразны. Кажется, там было какое-то конечное количество мелодий.

Соревнуются различные возрастные категории, мужчины и женщины отдельно. Ведущий объявляет категорию и танец, все, к кому это относится, выходят на сцену и с первыми ударами барабанов начинают двигаться. Старшие (55+) - размереннее, младшие (18-54) - энергичнее. Иногда музыканты увеличивают тмеп, и танцоры начинают притопывать в два раза быстрее. Детское пау-вау проводится отдельно, мы на него не ходили.

На костюмах видны номера. После того, как один и тот же танец станцован одной и той же группой минимум дважды, танцоры выстраиваются в линию перед жюри, которое выходит на сцену, и делает пометки в блокнотах. В конце пау-вау танцоров награждали: 4 места в каждой возрастной категории (отдельно для женщин и мужчин) - за танец, 4 места - за костюм.

Через несколько танцев ведущий объявляет "межплеменной" выход (intertribal). Тогда все участники, независимо от возраста и племени двигаются, снова-таки, по часовой стрелке вокруг центральной точки сцены. Кто-то притопывает, а кто-то просто так ходит. С собой они берут детей, в том числе и совсем маленькох (там даже с конвертом ходили). Этот выход не оценивается.

***
Еще никогда в жизни перебор фотографий не был таким мучительным. С этими костюмами... Если один и тот же человек сфотографирован в разных позах, логично было бы оставлять один снимок. Но ведь там не будут видны все детали... Я обычно выкладываю в блог все фотографии, которые мне нравятся, но тут, конечно, это невозможно. Потому что мне нравятся вообще все. Так что вот выборочно.

Категория 50+ (наверное, с них начали, потому что мы пришли не к началу, а чуть позже, и эта категория уже дотанцовывала):





































Мужчины (краем уха я уловила слова "Chicken Dance", но я не уверена, какой именно из танцев Chicken). Не удивлюсь, если окажется, что во время этих танцев также предполагалось впадать в транс.










Обратите внимание, у многих мужчин длинные волосы. В соответствии с их верованиями, стричься нельзя (сразу вспоминается легенда о Самсоне). А если очень хочется, то, если вдруг стрижет женщина, у нее не должно быть в этот момент менструации. Об этом нам на парах рассказал один индеец. Говорит, решил вот постричься и пошел по парикмахерским задавать неудобные вопросы.





















































































Женщины:






















Танец с колокольчиками (это название я услышала от ведущего):
















Танец с шалями (это я тоже расслышала). Здесь танцорши явно символизируют птиц:





































Межплеменные выходы:

























Видите конвертик над головой у мальчика (за дамой в шляпе)?



Ну, или так:










Во время оценки:














































Последний танец пау-вау был парный. Я очень-очень сильно сомневаюсь, что это прям традиция из глубины веков. Наверняка же у европейцев заимствовали. Но, может, давно заимствовали, я не знаю:











































А вот танец с кольцами. Это уже было после соревнования. Когда они вручили подарки победителям, началась развлекательная часть. Ведущий приглашал всех желающих потанцевать с индейцами со словами "подходите, не бойтесь, мы больше скальпы не снимаем". Ну, и вот последний танец вечера. Ведущий сказал "Это охотник, который проходит одно испытание за другим. Отличный танцор, работает директором школы. Он хорош во всем, почти так же, как его отец. Встречайте моего сына":







***
Ну, и еще некоторые детали костюмов (это вообще можно рассматривать бесконечно). Я не думаю, что все они очень уж глубоко традиционны и символичны. Иногда, мне кажется, их создатели просто использовали то, что попалось под руку. Где-то мы видели игральные карты, где-то комкакт-диски:




Где-то всяким разным обшили обычную черную водолазку:




"Всякое разное" в другом ракурсе:




А если это не павло-посадский платок, то я даже и не знаю:




Причем платков довольно много, и у мужчин, и у женщин. В некоторых группах такие платки были у каждого (у некоторых танцоров так и по два сразу):
















Хотя, конечно, перьев, вышивки, бисера и колокольчиков гораздо больше, чем всего остального:










Тапочки, ммм...


























































Вот у одного танцора отлетело в какой-то момент. От перенапряжения:




Короче, это незамутненно прекрасно. Дико ярко, бешено вырвиглазово - все, как я люблю. Я б такое носила с удовольствием, если б его кто-нибудь продавал (продают индейцы, кстати, какую-то ерунду, и захочешь купить сувенир - так не найдешь ничего толкового).

***
Сама индейская деревня представляет собой две линии жилищ.




В большинстве из них на время стампид поселяются индейцы (они съезжаются в Калгари со всей Альберты, и даже из Штатов приезжают), а парочку оставляют открытыми для посетителей. Внутри лежат коврики, немного посуды и кожано-меховой одежды, а также вышитые бисером штучки, по виду средней старинности. Трогать или фотографировать нельзя. Поэтому мы фотографировали только снаружи. Теперь, если мне нужно будет задекларировать отказ, я, как Шарик, смогу использовать картинку, не отговариваясь выражением "жилище индейца".




Кстати, оно тут тазывается "типи", а совсем даже не вигвам.

Видео с пау-вау в отдельном посте. This entry was originally posted at http://anoushe.dreamwidth.org/505920.html. Please comment there using OpenID.

традиции, фото_наши, путешествия, канада

Previous post Next post
Up