Запретные плоды

Oct 31, 2011 00:28

В принципе, если говорить об обществе в целом, то мне не нравится идея категорических запретов на вещи, не приносящие особого вреда. Сделать нечто непопулярным/дорогим/труднодоступным для детей и т.д. - это одно, а вот запретить под страхом смерти (или любого другого строгого наказания) - это уже совсем другое и, как по мне, лишнее. Ну, потому что, а зачем? Я-то отлично знаю, что чем строже запрет, тем сильнее хочется.

Это если в целом.

А вот в частности...

Кузен мужа рассказал, что однажды к его другу без предупреждения и ордера на обыск вломилась полиция, конфисковала 12 бутылок спиртного (нашли даже то, о чем он сам уже успел забыть) и оштрафовала его на... вот уже точно не помню, кажется, что-то около 8 тысяч долларов.

В целом, звучит удручающе. И, главное, бессмысленно. Сухой закон в Иране нарушают абсолютно все, у кого есть желание его нарушить. Алкоголь доступен любой: от паленого шмурдяка до элитных марок и сортов. Можно заказать по каталогу, все привезут домой - и это будет, в среднем, дешевле, чем, допустим, в Европе. Потому что в Европе есть налоги, а в Иране официально нет алкоголя, а значит и налогов тоже нет. Домашние вина готовят в таких количествах, что, я даже не представляю, как это все можно выпить. Несколько семей скидываются на _грузовик_ вина. Говорят, это в среднем на год, до следующего урожая винограда.

Мне сложно вспомнить, у кого из родственников нам выпить не предлагали. Кажется, возможность такая была у всех, просто не везде получалось уйти из поля зрения старшего поколения. (Старшее поколение, конечно же, в курсе, но, насколько я понимаю, их не хотят лишний раз расстраивать).

Когда в Иран приезжала моя подруга N, мы поехали в гости к очередной порции кузенов. Первым делом нам предложили «Абсолюта». Из всех присутствовавших за столом тогда не пили три человека: мой муж, я и N. Кузены были ошарашены: «А что, в Украине совсем не пьют?». - Нет, не пьют, ужираются в хлам сразу же, - хотелось мне ответить, но, во-первых, я не знаю подходящего английского слова, а во-вторых, честь же родины, то да се.

Недавно я заметила, что мы с мужем, живя преимущественно в Украине, пьем приблизительно раз в год. Ну, или пару раз в год в течение нескольких недель. И это не околоновогодние недели, а то время, когда к нам приезжают иранские родственники или мы сами едем в Иран. Все. Больше как-то потребности нет.
А иранские родственники, отоспавшись после дороги, _сразу_же_ отправляются на экспертизу ассортимента алкогольного отдела супермаркета. Потому что пить в Иране в некотором роде модно. Даже оппозиционно.

Помимо романтического ореола у иранских возлияний есть несколько интересных и неочевидных с первого взгляда последствий.
Когда я спросила, сядут ли они за руль, чтобы добраться домой после выпивки у друзей, иранские родственники удивленно подняли брови и вопросили «пуркуа бы и не па?».
Понимаете, раз алкоголя в стране официально нет, то и официальной информации о том, чем он вреден, тоже нет. Я не хочу сказать, что никто-никто там не знает, как алкоголь влияет на координацию и скорость реакции. Я имею в виду, что это сакральное знание не лежит поверхности в виде законченного краткого алгоритма типа «Випив? - За кермо не сідай».
Я как представлю себе, что на иранских дорогах часть водителей не просто безголовые, а еще и пьяные...

Короче, в пользу отмены (или как минимум смягчения) сухого закона можно найти немало аргументов.




Но.

Мне снова вспоминается убитый пансионат в глухом селе на западном побережье Крыма. Когда мы туда приехали, сезон еще только-только начался, и во всех трех сельских магазинах нельзя было купить простой водички без газа. Зато водкой были уставлены все полки от пола до потолка. А это на самом деле очень маленькое село.

А еще...
Однажды я выскочила из дома за какой-то мелочью. Передо мной в магазин заковыляла бабулька с трясущимися руками (не бомжиха, чистнькая такая бабушка-божий одуванчик) и обратилась к продавщице:
- Алёнушка, милая, какое тут у тебя пиво самое дешевое?
- Вот это, четыре гривны. Но рядом в киоске есть и дешевле.
- Ох, не дойду я до киоска, тяжело мне. Пусть уже будет за четыре гривны.
Если встретить такую бабушку на улице, про нее никак нельзя подумать, что она алкоголик.

Честно говоря, я вообще редко вижу, чтобы кто-то в магазине не брал спиртное.
Иногда мне кажется, что здесь спиваются уже все подряд.

Так что по этому вопросу я, как это ни удивительно, поддерживаю мусульман в целом и иранское руководство в частности.
Ибо нечего.
Лучше уж пусть алкоголь будет запретным плодом, чем так, как у нас.

тут_и_там, впечатления, иран, политика_чтоб_ей

Previous post Next post
Up