![](http://i481.photobucket.com/albums/rr173/anna_anoushe/Iran-2010/Jazd/001-1.jpg)
Язд - один из крупнейших центров
зороастризма. Зороастрийцы жили тут издавна, живут и сейчас.
Права зороастрийцев в Иране охраняются законом, точно также как и права других религиозных меньшинств: иудеев и христиан. Зороастрийцы могут свободно практиковать свою религию и имеют представительство в парламенте. При этом они, естественно, не должны нарушать законы Исламской Республики, а это, в частности, значит, что женщины все равно носят хиджаб.
Я долго распрашивала нашего знакомого, можно ли как-то по внешнему виду узнать, что вот этот человек именно зороастриец. Мне сказали, что если они наденут свои особые белые одежды, то можно. А так нет, их не видно.
Мы побывали в двух местах, имеющих непосредственное отношение к зороастризму.
Аташкаде
![](http://i481.photobucket.com/albums/rr173/anna_anoushe/Iran-2010/Jazd/01-1.jpg)
Храм огня.
Само это здание, можно сказать, совсем новое, построено в середине 20-го века, и особой исторической ценности, как я понимаю, не представляет. Но внутри горит огонь, которому - как утверждают сами зороастрийцы - уже более... Хм. Кто ж его знает.
В общем, известно, что приблизительно в 5-м веке нашей эры этот огонь был перенесен из Кареан-е Парс (территория современной провинции Фарс, центром которой является город Шираз) в окрестности Язда. Сколько он горел в Парсе, неизвестно.
И вот с тех давних пор и до сегодняшнего дня этот огонь поддерживается зороастрийскими священниками.
Если зайти здесь, то на огонь можно посмотреть сквозь стекло. Перед стеклом - небольшое помещение, на стенах которого развешены объяснения и такие вот картины:
![](http://i481.photobucket.com/albums/rr173/anna_anoushe/Iran-2010/Jazd/02-1.jpg)
Сходство с христианскими иконами и шиитскими изображениями святых настолько очевидно, что, наверное, комментировать особо не стоит. Христианство и ислам черпали из зороастризма полной ложкой. О том, что именно и как, написаны тонны литературы.
Охранник Аташкаде объяснил нам, что вот этот вход предназначен для всех, а с другой стороны здания есть отдельный вход для зороастрийцев. Не-зороастрийцы не имеют права туда заходить, пока не очистятся. Даже зороастрийские священники, приближаясь к этому огню, надевают на лицо специальную маску, чтобы не осквернять его своим дыханием.
«Чужие люди» и подавно слишком грязны для того, чтобы подходить к зороастрийской святыне. Так что их не пускают даже в соседнюю часть сада:
![](http://i481.photobucket.com/albums/rr173/anna_anoushe/Iran-2010/Jazd/03-1.jpg)
Напротив Аташкаде находится зороастрийская сувенирная лавка.
![](http://i481.photobucket.com/albums/rr173/anna_anoushe/Iran-2010/Jazd/04-1.jpg)
Тут можно выпить чаю, съесть чего-нибудь вкусненького и прикупить каких-нибудь штучек или книг.
![](http://i481.photobucket.com/albums/rr173/anna_anoushe/Iran-2010/Jazd/05-1.jpg)
Зороастрийские картинки или вязанные крючком яйца :)
![](http://i481.photobucket.com/albums/rr173/anna_anoushe/Iran-2010/Jazd/06-1.jpg)
Дахме (Dakhmeh)
Тот, кто приезжает в Язд, просто не может не заметить это место. Две башни на двух высоких холмах (вообще-то вокруг Язда их на самом деле значительно больше, но мы - как, вероятно, подавляющее большинство любопытствующих приезжих, были только возле этих двух, так что о них я и буду рассказывать).
![](http://i481.photobucket.com/albums/rr173/anna_anoushe/Iran-2010/Jazd/07-1.jpg)
Это древнее зороастрийское кладбище.
Зороастрийцы считают, что мертвых нельзя закапывать в землю, так как разлагающийся труп оскверняет ее. Поэтому они оставляли своих мертвецов в этих каменных башнях.
Dakhmeh - зороастрийское название. Мусульмане называли их
«башнями молчания».
Территория дахме раньше находилась в 17 км от Язда. Сейчас город расширяется, и это зороастрийское кладбище уже то ли в черте города, то ли у самой его границы.
Мы отправились в дахме вечером, поскольку вы же помните, +45 в тени :) Желающие слазить на эти каменные могильные горки солнечным июльским деньком имеют хорошие шансы самозахорониться по всем канонам зороастризма.
Территория дахме сейчас обнесена стеной, у ворот сидит дедушка-охранник, который попросил нас вернуться до 8-ми часов вечера. В запасе мы имели всего лишь час, так что все бегом-бегом.
Вначале мы попадаем на территорию под горами. Здесь есть несколько каменных построек.
Вот так это выглядит сверху:
![](http://i481.photobucket.com/albums/rr173/anna_anoushe/Iran-2010/Jazd/11-1.jpg)
Они немного отличаются друг от друга, но каждая из них имеет четыре входа, которые соединены коридорами через центры. Выходит такой вот крест. Ориентированы выходы примерно одинаково. Надо полагать, по сторонам света. Ну, приблизительно.
![](http://i481.photobucket.com/albums/rr173/anna_anoushe/Iran-2010/Jazd/12-1.jpg)
![](http://i481.photobucket.com/albums/rr173/anna_anoushe/Iran-2010/Jazd/13-1.jpg)
![](http://i481.photobucket.com/albums/rr173/anna_anoushe/Iran-2010/Jazd/14-1.jpg)
Нижние постройки (kheyleh) относятся к периоду правления династии Сефевидов (16-18 вв). Предназначены были для отдыха тех, кто приехал в дахме для похорон или годовщины смерти. Были также общие «поминальные дни» (porse): дважды в год все зороастрийцы собирались для того, чтобы помянуть своих предков.
А вот это водохранилище:
![](http://i481.photobucket.com/albums/rr173/anna_anoushe/Iran-2010/Jazd/16-1.jpg)
Можно сказать, совсем новое. Построено при династии Пехлеви (последние 2 шаха). Чуть позже я напишу пост про то, откуда в таких водохранилищах вода и почему они именно такой формы.
Теперь идем к башням. Каждая из них сейчас имеет свое название. Правая называется «Голестан» (перс. «сад»), она пониже.
![](http://i481.photobucket.com/albums/rr173/anna_anoushe/Iran-2010/Jazd/10-1.jpg)
А левая, высокая - «Манекджи Лимджи Хатриа» (это имя одного зороастрийца, о котором при самом жгучем желании можно
почитать в Википедии на английском).
![](http://i481.photobucket.com/albums/rr173/anna_anoushe/Iran-2010/Jazd/08-1.jpg)
Мы поднимаемся к «Голестану» и оставляем высокую башню с плохопроизносимым названием слева.
![](http://i481.photobucket.com/albums/rr173/anna_anoushe/Iran-2010/Jazd/09-1.jpg)
Как вы понимаете, зрелище это весьма впечатляющее, поэтому вот еще одна ее фотография, уже с самой верхней точки, до которой мы дошли. На этот раз для разнообразия с мальчиками:
![](http://i481.photobucket.com/albums/rr173/anna_anoushe/Iran-2010/Jazd/17-1.jpg)
Сверху хорошо видно не только левую башню, но и всю территорию дахме с кусочком Язда на заднем плане. В связи с этим у нас имеется панорамка (кликабельная: первый клик приводит на уменьшенную панораму, второй - увеличивает ее до максимума).
![](http://i481.photobucket.com/albums/rr173/anna_anoushe/Iran-2010/Jazd/th_pppppppppp.jpg)
Она, разумеется, не может передать все те странные ощущения, которые возникают в этом более чем странном месте. Но общее впечатление, мне кажется, дает.
За стены башен можно попасть, если вначале идти по узенькой тропке, потом ползти по склону без всякой тропы, а потом где-то там пролезть и перелезть. В общем, мы остановились на втором этапе пути. Как-то стало мне неуютно, да и время поджимало. Муж оттуда же, со склона, позвонил друзьям, и они уверили нас, что внутри нет ничего интересного, одни только камни. Мы утешились и повернули назад.
А вот мальчики с предыдущей фотографии добрались до середины, потом залезли на стену над смотровой площадкой и оттуда махали руками иностранной слабачке.
Эх, где мои семнадцать лет? (в том возрасте я еще и не по таким склонам лазила. Однажды мы с мужем всползли так на судакскую крепость, не найдя лестницы, а потом точно так и спустились. Потому что и наверху не нашли лестницу :) Но это другая история).
О том, что было внутри башен раньше, мы спросили у гугла.
Башни устроены следующим образом: в самом центре выложенного камнем...эээ... двора есть неглубокий колодец. Вокруг него оставляли тела умерших в определенном порядке: ближе всего к центру круг детей, далее круг женщин и внешний круг мужчин. Все это окружено высокими стенами, которые мы и видим. Тела оставляли в дахме, чтобы стервятники выклевали всю плоть. Когда от трупов оставались одни кости, их собирали и сбрасывали в центральный колодец.
Вот так примерно это выглядело:
![](http://i481.photobucket.com/albums/rr173/anna_anoushe/Iran-2010/Jazd/88888888888888888.jpg)
Эта фотография, во-первых, не моя (
источник) , во-вторых сделана она в «дахме чаме тафт», которое находится где-то чуть дальше от Язда.
А вот если сходить
по этой ссылке, то можно посмотреть, как выглядят эти две башни на спутниковой карте гугла. Очень четко видно колодцы в центре каждой башни.
После исламской революции хоронить умерших таким образом зороастрийцам было запрещено. Кости из башен перезахоронили в земле, на территории этого комплекса. Видите? Воон там, за стеной белые столбики? Это новое кладбище.
![](http://i481.photobucket.com/albums/rr173/anna_anoushe/Iran-2010/Jazd/18.jpg)
Говорят, что несмотря на вынужденный отказ от традиционных похорон, зороастрийцы по-прежнему делают все возможное, чтобы не осквернять землю разлагающимися трупами. Стены и пол могил они цементируют и только потом кладут туда тела.
Ну, и парочка закатных фотографий.
![](http://i481.photobucket.com/albums/rr173/anna_anoushe/Iran-2010/Jazd/19.jpg)
Мне недавно сказали, что профессиональные фотографы считают картинки с закатами пошлыми.
Что ж. Я не профессиональный фотограф. А фотографий закатов с того места, где тысячи лет мертвых оставляли в каменных башнях, наверняка не так уж и много.
![](http://i481.photobucket.com/albums/rr173/anna_anoushe/Iran-2010/Jazd/20.jpg)
![](http://www.bigsauron.ru/valid850_h6f8354b1c460489f5cd8326437cb2add.jpg)