Интересные места.Музей Лендлиза.

Mar 10, 2011 13:11

В рамках подготовки материала по лендлизовским поставкам мотоциклов во время ВОВ к майскому выпуску "МОТО" мы с Котофеем пошли в музей Лендлиза. Это не только единственный в России, но фактически единственный в мире. 3 минуты пешком от метро Добрынинская, старая школа, из которой в 41 люди уходили на фронт и мы на несколько часов ушли в прошлое. Вот она - машина времени

После войны было как-то не принято говорить о той помощи, что оказали союзники красной армии. "Холодная война" наложила печать молчания на подвиг людей, порой ценой жизни, транспортировавших технику, оружие, продукты и амуницию в советскую Россию. В начале войны мы потеряли очень много, тем важнее были караваны помощи, первый из которых пришел уже 11-го августа 1941-го года.
Спасибо директору и основателю музея - Николаю Германовичу Бородину за интересный рассказ и возможность прикоснуться (в прямом смысле) к истории.
Знаете, когда экспонаты стоят за стеклом под бдительным взглядом смотрителей и телекамер ты их не воспринимаешь, как что-то реальное, они словно в другом мире - где время остановилось. Смотреть, но не трогать! Здесь было все совсем иначе.
Я не буду рассказывать обо всем, что там есть - это лучше увидеть самому. Но показать некоторые экспонаты - совсем другое дело. Возможно вам
Поехали!


На переднем плане английский десантный мотоцикл Velbike. Этот компактый аппарат со 100 кубовым двигателем упаковывался в стальной цилиндр и сбрасывался с парашютом вместе во время десантирования. Судьба этого единственного в России аппарата интересна и загадочна. Удалось выяснить, что партия из примерно 30-ти штук была поставлена примерно в 1943 году, но с какой целью - пока неизвестно. При своих компактных размерах Velbike развивал скорость 48 км/ч и имел запас хода до 200 км. Если обратите внимание - баки находятся ниже двигателя, так что водителю приходилось в пути подкачивать, как на примусе, насос, чтобы создать избыточное давление и подать бенз. Сохранился он совершенно случайно. Во время войны его отдали в ремонт в один из автомобилей ПАРМа (передвижная авто-ремонтная мастерская. Создавались на базе лендлизовских же Студебеккеров), а вот забрать уже забыли или не смогли. Так он и остался у командира ПАРМа. После войны человек на нем ездил к себе на дачу, а недавно передал его музею. Покраска не оригинальная, но аппарат вполне себе на ходу
Прямо за ним - BSA. Официально они не входили в состав лендлизовской техники, тем более, что он гражданский. Но тогда что он тут делает? Все просто - перед отправкой караванов многие британцы приезжали в порт и отдавали свою личную технику и вещи в помощь РККА. Так этот "гражданский" оказался на войне. Пока он выглядит не совсем презентабельно, видны многочисленные слои краски, но его очередь на реставрацию уже близка.





они же



токарный станок и инструменты из ПАРМа.



«Форд» («Виллис»).Один из двух "Фордов" музея. Этот "Ford" принадлежал маршалу Рокоссовскому, машину музею передал его внук. А другой регулярно участвует в показательных выступлениях и съемках фильмов. Довольно легко спутать Форд с Виллисом, но знающий человек довольно легко отличит один от другого.



На переднем плане три солдата в амуниции: британский, русский и американский. На заднем плане переносная американская радиостанция и средства связи.


Под потолком висит модель самолета-амфибии "Katalina" - американский торпедный самолет. Пилоты авиаторпедоносцев сродни камикадзе - заходя на атаку они попадали под огонь всех орудий вражеского корабля. Чем ниже и ближе подлетит самолет перед сбросом торпед, тем выше вероятность поражения. Благодаря ТТХ и системе прекрасной системе наведения был крайне эффективен в уничтожении немецких кораблей, особенно по сравнению с нашими аналогами.



У стены фомрма Максима Николаевича Чибисова, пилота одного из секретных подразделений, перегонявших Каталины в Россию. После войны летал в Арктике, был начальником Полярной авиации. За боевые заслуги Максим Николаевич награжден орденами и медалями. Среди них - два ордена Ленина, четыре ордена Боевого Красного Знамени, два ордена Красной Звезды. Сейчас Максим Николаевич генерал-майор в отставке.



Патефоны 40-х годов. Может они и не являлись оружием, но так грели душу солдат, в редкие минуты отдыха.

На полках музея:








Крупным планом:


Хронометр "Hamilton". На задней крышке гравировка: "US NAVY BUSHIPS. COMPARING WATCH. MARK 1 MOD 0. №1487 1944. HAMILTON WATCH CO. LANCASTER. PA.". Эти часы дарились капитанам транспортных караблей, вернувшихся из лендлизовских караванов.



Лаки Страйк! Поджаааренные! Зеленая нераспакованная пачка и никаких вам ругательств типа "курение опасно для жизни". Жизнь была намного опаснее этих сиграет :-). Рядом лежащая пачка Казбека выглядит уродливо и неуклюже. Вот, правда, и забористее.



самопальная зажигалка. Выглядит здорово! Вероятно и работает неплохо. Проверить, правда, не довелось :-)



Все, что нужно знать настоящему ретробайкеру, знающему английский.



а это, если русский язык понятнее :-)



два предмета. Каждый со своей историей.
Трубка Василия Сталина. Известно, что сам Василий курил папиросы, а трубка скорее для солидности. Так что веьма вероятно, что когда-то трубкой пользовался его отец. После ареста в апреле 1953-го его вещи были конфискованы а в казенную квартире поселился генерал Попов, заместитель Л.З.Мехлиса. Собственно, семья Попова и обнаружила трубку В.Сталина на антресоли квартиры и передала в музей. Забавно, что трубка не стала "мертвым" экспонатом. Вплоть до дня съемки директор музея ее покуривал.



Портсигар принадлежал Михаилу Громому - герою летчику предвоенных лет. Как и Валерий Чкалов он совершил беспосадочный трансатлантический перелет Москва-Северный полюс - Сан-Джасинто (US). Летчик-испытатель, генерал авиации, начальник боевой подготовки авиации ВВС.



аптечки. Американская и британская.
С британской произошла интересная история. Полный комплект нашелся в Болгарии на eBay за 35$, вот только братья-словяне наотрез отказались высылать его в Россию, аргументировав нашей неплатежеспособностью и высоким уровнем преступности. Так что пришлось высылать в Штаты послу US в России. А он уже привез аптечку в Москву.



Американскаая в железной коробке шла в комплекте с танками и автомобилями. Британская - пехотная. Обе аптечки полностью укомплектованы, что не так-то просто найти. Американкая была самой полной. Помимо разнообразных перевязочных материалов и инструментов в комплект входил морфий - важнейший препарат в боевых условиях. Ведь большинство раненых погибало не от тяжести ранений, а от болевого шока, а только серьезный наркотик мог его снять. Также уже в 40-х годах американцы активно пользовались капельницами, тогда как в СССР они стали применяться лишь десятилетия спустя.



Продукты питания - также часть поставок по лендлизу.

.... и не только продукты, но и чем их открывать.


еще один интересных предмет.


это пуговицы с кителя маршала Рокоссовского. Надпись на пуговице:CHIKAGO HANDYBUTTON MACH CO.

а это специально для тех, кто любит остренькое. Холодное оружие:
















А это наш и немецкий кортики ВОВ.






На этом заканчиваю небольшую виртуальную прогулку по музею. Еще раз повторюсь - лучше всего увидеть все собственными глазами. Надеюсь, вам понравилось.
Previous post Next post
Up