Премьерный спектакль Олега Липовецкого
"Пять шагов до тебя" Московского театра юного зрителя полностью соответствует
целевой аудитории театра, то есть вот этому самому юному зрителю. Именно с точки зрения молодого человека, как мне кажется, рассказана эта история. И в подростковой такой эстетике (ну, как она представляется авторам). Забойная музыка, небрежный стиль одежды, нарочито разбитной стиль речи.
Хотя герои пьесы отнюдь уже не подростки. Да, молодые люди, но героиня, например, уже успела замуж сбегать, аж на шесть дней. Кстати, я благодарна авторам спектакля, что они не стали, как иногда любят, разжевывать фразу матери героя "а на седьмой день почила от трудов своих". Тот, кому понятен был весь ее сарказм, тому понятен, а тот, кто не брал в руки Библию или не читал что-то о сотворении мира, просто пропустит мимо ушей, и все. Разжевывание развеяло бы всю иронию.
Пьеса оставила у меня противоречивые впечатления. Все подано, как я уже говорила, с точки зрения молодого человека. Но если вдуматься... Мать, которая отдала всю молодость своему слепому сыну, любя его и оберегая, дав ему образование и воспитание (и музыке наверняка обучившая), объявлена тираном, запершим его в клетке. А спасители кто? Ну конечно, девушки - ровесницы, соседки - подружки. Одна, правда, через пару недель выскочила замуж за другого мужчину, а вторая вообще существо весьма ненадежное и взбалмошное, сегодня здесь - завтра там. Но именно они - спасли и подарили веру в себя, ага. Свободу Юрию Деточкину (с). Правда, живет он, как выясняется, тоже на средства родителей, сам ничего не зарабатывая, только мечтая пока о карьере певца (да, непризнанный гений, а то!).
И спектакль тоже ведется на эту удочку. Нет, там есть моменты истины, так сказать, но в целом - именно то, что я написала. В первые минуты смотреть мне было тяжело: на меня обрушилась забойная музыка, очень громко, при этом слов песни я не понимала. Совсем. Продолжалось это довольно долго, и я испугалась, что это так и будет (ну вдруг типа мюзикла, выбралась в театр спонтанно, вообще ничего про спектакль заранее почитать не успела). Но песня стихла, началось действие. Сначала оно меня не трогало совсем. Возможно, это издержки премьеры, но герои никак не могли разыграться. Джил в исполнении Дарьи Петровой показалась избыточно разбитной, причем смотрелось это наигранно, неорганично. Дон, которого играл Юрий Тарасенко, напротив, какой-то тормознутый. Нет, понятно, что он слепой, но впечатление, что именно актер не мог раскачаться.
И я полностью переключилась на массовку. Вероятно, над ними не довлела главная роль в премьере, и они играли естественно и душевно. Массовка - это "внутренний мир" героя, вымышленные персонажи, живущие в его воображении. Вообще, надо сказать, что сценография хорошо подчеркивает слепоту героя. Все вещи здесь не имеют какого-то конкретного образа, они - лишь понятия, таблички с надписью. А вот друзья в воображении - вполне человеческие, помочь только ничем не могут, ибо вымышленные.
Так вот, актеры из массовки были органичны, и я стала наблюдать за ними. Кроме того, они еще и на музыкальных инструментах играли вживую, целая группа набралась. А там, ближе к антракту, и главные персонажи подтянулись, разыгрались, и спектакль начал мне нравится. Возможно, им помогло появление на сцене опытной актрисы, игравшей мать Дона, Оксаны Лагутиной
Возможно, просто нужно было время, чтобы они перестали волноваться, не знаю. А может быть, время понадобилось именно мне, чтобы включиться в это действо и начать получать от него удовольствие. Мне, например, что называется, "доставил" Сергей Погосян, сыгравший крошечную роль продюсера, но КАК сыгравший, браво!
Удовольствие я получила от танц-группы, именно она придает спектаклю драйва, очень здорово танцевали ребята. Назову их всех, они меняютя, для нас танцевали Арина Борисова, Илона Борисова, Денис Власенко, Арсений Кудряшов, Арсений Симонян... Всегда думала, что Арсений - редкое имя))))
И главный, кто сделал для меня этот спектакль, это Арсений Кудряшов. В программке он заявлен в роли Режиссера... Ну не знаю, я не уловила, где он там что режиссировал, но пел и танцевал он чудесно. Столько в этом было драйва, что просто вау!!! А главное - он играл. Я смотрела, как стоя даже в стороне, он отыгрывал все, что происходило на сцене. Именно он передавал все эмоции главного героя. Без слов, просто глазами, выражением лица. Вот прям браво, браво, браво!!! Как я жалела на поклонах, что у меня нет с собой цветов, они, конечно, достались бы Арсению (к слову, для премьеры цветов было вообще катастрофически мало, всего один букет, подаренный главной героине). И ведь что самое удивительное - я его не сразу узнала. Он состриг свою шикарную шевелюру (ы-ы-ы-ы-ыы(((( ), выкрасил ее в ультрарозовый цвет, плюс грим - и всё, до меня дошло, что это он, только когда присмотрелась к мимике и пластике
Благодаря Арсению в целом от спектакля у меня осталось хорошее впечатление. Такой приятно проведенный вечер. Не обязательный, но и отнюдь не потерянный. Ловлю себя даже на том, что в принципе готова пересмотреть постановку, чтобы притащить Арсению букет)).
За предоставленную возможность спасибо большое сообществу
Москультура и лично
atlanta_s.
И, конечно, театру МТЮЗ и лично администратору Сергею, подарившему нам возможность сесть в первый ряд.
Фотографии взяты с сайта театра. Помимо сайта, познакомиться с новостями МТЮЗа можно на странице его социальных сетей:
Фейсбуке,
ВКонтакте и
Инстаграме